Финансовый кризис разошелся на анекдоты (ФОТО, ВИДЕО)
Самые «горячие» анекдоты рассказываются в компаниях, сбрасывают друг другу на e-mail и публикуют в чатах. И пусть это смех сквозь слезы, но именно он подает больше надежды на стабилизацию, нежели обещания правительства, пишет Инопресса.
«Пошел купил тостер, а к нему бесплатно приложили банк», — популярная шутка в США, где с начала года обанкротились около двадцати финансовых институтов.
Решающей причиной многих банкротств стала паника. Естественно, топ-менеджеры всеми силами пытались удержать инвесторов, рисуя картину благополучия.
Собрание акционеров. Пожилой глава банка пытается убедить собравшихся, что кризис позади и рынок, наконец, стабилизировался. У него просят аргументы.
«Сорок лет тому назад я продал 500 акций нашей компании и купил Ford пикап выпуска 1967 года. На прошлой неделе я продал еще 500 акций и опять смог купить на них Ford пикап, выпущенный в 1967 году», — отвечает финансовый босс.
Кризис в США начался летом прошлого года на ипотечном рынке, с тех пор цена на недвижимость в среднем обрушилась на 20%. Целые районы застройки в процветавших курортных Майами и Калифорнии теперь не могут найти покупателя.
«Что не вписывается в логическую цепочку: сифилис, герпес, СПИД, кондоминиум в Майами? Ответ: сифилис — от него можно избавиться», — шутят инвесторы.
Шестилетний бум на недвижимость подтолкнул американцев скупать дома под заемные банковские кредиты, возвратить которые стало невозможно — цена на недвижимость рухнула, и затрещавшие банки взвинтили плавающие ставки по рискованным кредитам.
«Человек приходит в банк и просит ипотечный кредит, говоря, что не уверен в том, что дом стоит запрашиваемых денег, что сам он не имеет накоплений и его только что уволили с работы. «Подпишитесь здесь», — отвечает банковский клерк, протягивая готовый кредитный договор.
Теперь, когда ипотечный пузырь лопнул, американцы находят это смешным и называют анекдотом, хотя в этой шутке доле правды явно принадлежит контрольный пакет.
Труженик Уолл-стрит во времена кризиса стал популярным персонажем шуток и анекдотов.
«Сколько нужно фондовых трейдеров, чтобы поменять перегоревшую лампочку? Двое — один вкручивает новую, а второй быстренько загоняет ее на бирже, пока CNBC не успела сообщить, что лампочка перегорела. Сколько нужно сырьевых трейдров, чтобы поменять сгоревшую лампочку? Нисколько. Они не будут ее менять, обвалив цену на темноту в связи с переизбытком предложения».
Встречаются два товарища. «Я слышал, ты потерял кучу денег на Уолл-стрит. Ты был медведем или быком (играл на повышение или понижение рынка)? — «Да нет, я был просто задницей», — отвечает приятель.
Есть на Уолл-стрит и анекдот, уходящий корнями в русский сказочный эпос про царевну-лягушку.
Женщину, проходящую мимо болота, окликает лягушка и просит ее поцеловать, объясняя, что она — заколдованный брокер, который после поцелуя обретет свой прежний вид. Американка деловито забрасывает лягушку в сумочку, не целуя, и бормочет — «за говорящую лягушку сейчас дадут больше, чем за брокера».
В США считают, что жадность менеджмента Уолл-стрит стала одной из причин нынешней депрессии. Прибыль финансового бизнеса росла как на дрожжах и в пиковом 2007 году превысила 30% в годовом исчислении.
Экскурсовод на Манхэттене с гордостью показывает иностранным туристам стоящие на якоре роскошные яхты, объясняя, что они принадлежат финансистам с Уолл-стрит. «А где стоят яхты, принадлежащие их клиентам?», — интересуется наивный иностранец.
Финансовый кризис не обошел стороной ни одну американскую семью — граждане США как правило хранят сбережения и пенсионные накопления в акциях частных компаний или гособлигациях.
Пенсионный план, известный в США как 401 (k), в нынешнюю депрессию просел едва не вдвое. В Силиконовой долине компьютерщики, подбив сальдо, переименовали пенсионный фонд из 401 (k) в 201 (k).
Немало анекдотов появилось на волне кризиса и про главу Минфина Генри Полсона.
Полсона встречает грабитель и требует: «Руки вверх, отдавай все свои деньги». Полсон возмущенно отвечает, что он глава Минфина США.
«Это меняет дело — тогда отдавай все мои деньги!», — злобно взводит курок гангстер.
Принятый с подачи Полсона антикризисный пакет для выкупа обесцененных или «токсичных», как говорят в США, банковских активов, так и не получил поддержки среди большинства американцев.
«Китайцы продают нам токсичное молоко, токсичные игрушки, токсичные морепродукты и токсичную краску. Зато мы им впариваем токсичные активы», — шутят на Уолл-стрит. Китай — самый крупный иностранный инвестор в государственные и частные ценные бумаги, в том числе в активы спасаемых правительством Fannei Mae и Freddi Mac.
Ну, а кто на охваченной депрессией Уолл-стрит смеется последним? Инсайдер. Как и везде.