«Кыштымская авария»: хроника самой засекреченной техногенной катастрофы в СССР
К концу сентября 1957 года в одной из емкостей по хранению высокоактивных отходов произошла поломка системы охлаждения. Ситуацию усугубило и то, что одновременно с выходом из строя охлаждения, также произошел сбой в системе контроля. Работники заметили, что одна из «банок» была слишком разогретой, но сообщить начальству они не успели — банка разорвалась и все содержимое вырвалось наружу.
Емкость только одной банки составляла 300 м³, ни крышка весом 560 тонн, ни двухметровый слой земли поверх хранилища не смог сдержать взрыв.
Существует и другая версия катастрофы: в соответствии с ней сотрудники комбината по ошибке добавили раствор оксалата плутония в бак-испаритель с горячим раствором нитрата плутония. Химическая реакция окисления выделила огромное количество энергии, что и привело к перегреву и последующему взрыву, мощность которого была оценена в 70-100 тонн тринитротолуола. Почти 90% радиации в итоге осело на территории самого комбината.
При разрыве «бака» в атмосферу попало чуть больше 20 млн Ки радиоактивных веществ, часть из которых образовала аэрозольное облако, которое выпало в виде осадков на территории в 300-400 км севернее от места аварии. В международной шкале ядерных испытаний, аварии на заводе «Маяк» приписали 6 баллов из 7 возможных. Чернобыльская авария и взрыв на Фукусиме оценены именно в 7 возможных баллов.
Территория на которой выпали радиоактивные осадки позже будет названа ВУРС — восточно-уральский радиоактивный след, а основная загрязнённая часть в 700 квадратных километров получит статус Восточно-уральского государственного заповедника, коим она и является по сей день.