«Кыштымская авария»: хроника самой засекреченной техногенной катастрофы в СССР
Уже позже обнаружилось, что на объекте не хватало дозиметров и спецодежды, а практически все оборудование для работы перешло из химпромышленности: в то время других вариантов не было. Увы, атом нуждался в особой технике, радиация нещадно губила приборы и технические механизмы.
До начала строительства атомных бомб, необходимо было создать с нуля химическую промышленность, воспитать целое поколение ученых и, естественно, предоставить им место для работы и опытов. Таким местом стал завод «Маяк», именно на нем лучшие умы начали проектировать «начинку» для ядерного оружия.
Трудоемкий процесс прежде всего ставил своей целью выполнение государственной задачи, а забота об окружающей среде, здоровье и собственной безопасности уходили на задний план. В результате создания зарядов для бомб получался не только плутоний и уран, но и множество радиоактивных отходов, которые поначалу просто сливали в реку Теча неподалеку от завода.
После участившихся случаев смертей и болезней людей в прилегающих регионах было решено «изменить политику» завода и выливать в реку только отходы с низкой радиационной активностью…
Среднеактивные отходы начали сливать в озеро Карачай, а высокоактивные хранили в огромных «банках» из нержавеющей стали. Отходов было много, они накапливались в этих самых емкостях в бетонных хранилищах. «Банки» грелись из-за содержащихся в них радиоактивных веществ. Чтобы избежать перегрев и возможный взрыв, их было необходимо охлаждать водой, поэтому к каждой подсоединили систему охлаждения и контроля за состоянием «внутренностей».