Чем закончились различные мировые протесты Новейшего времени
Принцип черепахи, или «p. P. p.»
Во время немецкой оккупации в Польше многие поляки не были готовы сражаться с немецкими солдатами, но не прочь были навредить нацистам как можно больше. Многие из них придерживались принципа черепахи, или «работали медленно». Подпольщики, агитировавшие за фактический саботаж работы на немцев, писали на городских стенах три буквы, «p.P.p.» или их расшифровку: «pracuj Polaku powoli», то есть «поляк, работай медленно». Иногда призыв заменяли рисунком черепахи. Были и вариации на тему как лозунга, а к черепахе порой добавляли поясняющие надписи вроде: «это черепаха, она всё делает медленно, будь как черепаха».
Суть участия в p. P. p. была в том, что при имитации обычного рабочего ритма рабочие как можно чаще отлучались в туалет, как можно медленнее выдавали продукцию, находили способы замедлить производственный процесс на тех этапах, который не зависел непосредственно от их труда. Воровство с производства также считалось частью принципа черепахи; украденное предполагалось продавать с тем, чтобы поддерживать семьи арестованных товарищей.
В июне 1943 немецкие экономисты рапортовали, что произвольные остановки работы на отдельных предприятиях привели к убыткам до 30 %. На железной же дороге, где этот принцип совмещали с принципом итальянской забастовки (нарочно строго и скрупулёзно придерживались всех прописанных правил), такое противодействие приводило к страшной сумятице и нарушению всех логистических расчётов оккупантов.
Чёрный протест
Первые «чёрные протесты» в Польше прошли ещё при Российской Империи. Поляки одевались в траур в знак негодования кровавым подавлением очередного восстания. Это делали даже многочисленные польские эмигранты, что привлекло внимание всей Европы и сделало чёрный цвет классическим цветом протеста. В России же на территории Польши запретили чёрные одежды как оскорбление российских властей; одновременно с этим запретили говорить по-польски в официальных учреждениях.
В знак протеста запрета протеста польские школьницы рисовали чернилами на шеях бархотки. Такую бархотку нельзя было заставить снять и не сразу возможно было смыть. Особенно отчаянные школьницы чернилами выкрашивали волосы. Вообще, по мнению российских властей, польские женщины были локомотивом протеста и именно из-за них он не шёл на спад.