Кризис заставил интернет-магазины начать продавать товары в кредит
Сеть «Утконос» сообщила, что начинает торговать продовольствием в кредит. Рассрочка сроком на месяц предоставляется компанией «Рево технологии» на корзину стоимостью от 2500 до 25 000 руб. При отсутствии первоначального взноса ставка по займу может достигать 122% годовых, но покупателям, берущим кредит, «Утконос» сулит скидку, чтобы итоговая сумма не превышала розничную цену товара. Гендиректор компании «Новый импульс-50» (работает под брендом «Утконос») Николай Щербань рассчитывает, что кредитование покупок в рассрочку стимулирует развитие рынка, пишут "Ведомости".
Поддерживать оборот с помощью продажи в кредит товаров повседневного спроса пытались и традиционные ритейлеры. В конце 2015 г. дальневосточная сеть супермаркетов «ВЛ-март» через родственную «ВЛ-финанс» начала выдавать микрозаймы для покупки продуктов и напитков, сообщало агентство Reuters. «Для нас это поддержка [покупательского] трафика», – говорила агентству начальник отдела маркетинга «ВЛ-марта» Евгения Еремич; за первые 15 дней акции карты для совершения покупок в долг оформили около 80 человек.
«Утконос» занимает 12-ю строчку в списке онлайн-ритейлеров по обороту, по данным рейтинга Data Insight и Ruward на середину 2015 г. Основным собственником компании считается владелец «Северстали» Алексей Мордашов. «Утконос» раньше, чем российский онлайн-ритейл в целом, столкнулся с падением продаж на фоне реорганизации систем логистики, ассортимента и работы с заказами потребителей.
Снижение покупательской активности отразилось и на интернет-магазинах, говорит Щербань, он приводит данные Ассоциации компаний интернет-торговли, согласно которым количество покупок в российских интернет-магазинах сократилось в 2015 г. на 17%. Продажи в рассрочку Щербань называет антикризисной мерой, призванной «поддержать покупателей и разнообразить потребительскую корзину». Благодаря ей «Утконос» надеется увеличить средний чек (рост может достигать 50%). Каков он сейчас, «Утконос» не раскрывает.
За последний год покупательная способность россиян снизилась, теперь люди берут у микрофинансовых организаций (МФО) займы не только на ремонт, покупку бытовой техники, оплату лечения и обучения, но иногда и на неотложные нужды, говорит главный исполнительный директор МФО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. Раньше, по его словам, около трети заемщиков говорили, что берут кредит на «неотложные нужды», теперь таких половина. Качество заемщиков, берущих деньги на ремонт или бытовую технику, выше, чем тех, кто занимает на неотложные нужды.
Жители России перешли в режим тотальной экономии. По данным компании Nielsen, в первом квартале этого года 76% потребителей признались, что заметно сократили свои расходы. В частности, около половины граждан сегодня покупают более дешевую еду, чем раньше. Примерно 60% отказались от приобретения новой одежды. Россияне начали все чаще брать микрокредиты. В прошлом году их число выросло на треть, заявили в Центробанке. При этом средняя сумма такого займа снизилась почти на 2 тыс. и составила примерно 10,5 тыс. рублей, пишет "Коммерсантъ".
Кстати, собственную программу рассрочки реализует с 2009 года компания «Обувь России». Это первый ритейлер в стране, который начал предоставлять такую услугу, также в кризисное время. Производитель обуви стремился таким образом повысить продажи. Примером для компании был опыт сотовых ритейлеров, в частности, «Евросети».