Поддельные паспорта, анти-слежка и смена внешности: WSJ раскрыл детали «маскировки» самолетов Пригожина
По информации американских журналистов, основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин пользовался несколькими частными самолетами для полетов в Сирию, Ливию или перелетов через Сахару.
Все авиалайнеры были оснащены средствами уклонения от слежки и маскировкой.
Об этом пишет The Wall Street Journal со ссылкой на экс-офицеров ВВС РФ и сотрудников ЧВК «Вагнер», а также со ссылкой на чиновников в Африке и ближневосточных осведомленных госслужащих, и ряд других лиц.
Изучив трекинг полетов с помощью открытого сервиса Flightradar24 с 2020 года, журналисты сделали вывод о том, что «пригожинские» авиалайнеры нередко вылетали из военного аэродрома Чкаловский в Подмосковье или из гражданских аэропортов региона.
Эти самолеты часто отключали транспондеры и пропадали с экранов слежения.
У экипажей этих самолетов были поддельные паспорта. Кроме того, списки пассажиров менялись прямо перед вылетом. Также внезапно могли меняться пункты назначения.
Во время поездок в один конец в Африке Пригожин мог менять два или три самолета.
Перед тем, как приземлиться, он уточнял, как тесно персонал в пункте назначения будет контактировать с авиалайнером.
Пригожин часто проводил встречи переодетым. Мог принять посетителя прямо на борту самолета на взлетно-посадочной полосе, чтобы иметь возможность быстро скрыться в случае захвата.
Например, в октябре 2022 года бизнесмен прилетел на авиабазу в восточной Ливии для встречи с лидером местного ополчения Халифой Хафтаром.
В этот момент основателя «вагнеровцев» сопровождала охрана, а сам Пригожин был в военной форме, темных очках, с густой накладной бородой.
Осведомленные источники отметили, что после вооруженного мятежа Пригожин на внутренних перелетах не вылетал больше с военных аэродромов и летать самолетами МЧС.
В свой последний полет в Африку он вылетел из подмосковного аэропорта, включив себя в список пассажиров в последний момент.
За несколько дней до авиакатастрофы Пригожин пользовался советским реактивным самолетом Ил-76 для перелета из ЦАР в Мали, причем во время перелета этот самолет не пересекал небо над Нигерией, так как власти этой страны были обеспокоены действиями РФ в Западной Африке.
В 2019 году после свержения диктатора Омара аль-Башира в Судане, самолет Пригожина прилетал в Хартум. На его борту находились высокопоставленные военные из России, включая командира ЧМФ РФ Игоря Осипова.
В тот момент обсуждалась помощь ЧВК «Вагнер» в противостоянии протестам.
Неделю спустя авиалайнер отправился из Москвы тем же маршрутом с чиновниками высокого ранга из Судана, в том числе с генерал-лейтенантом Мохаммедом Хамданом Дагало.
Командующий Силами быстрой поддержки стал главным партнером Пригожина в Судане. Военачальник поставлял российскому бизнесмену золото, добытое на рудниках. Силы быстрой поддержки защищали драгметалл и сами рудники при помощи оборудования и оружия от ЧВК «Вагнер».
Присутствовавший на нескольких ключевых встречах в Хартуме Пригожин часто пользовался псевдонимом, о чем говорят чиновники Судана, видевшие российского бизнесмена во Дворце республики.
Ранее TopNews писал о том, что эксперты озвучили неизвестную ранее версию крушения самолета с Пригожиным.
По предположению специалистов, в ходе спора в бизнес-джете могла взорваться граната.