Названы причины гибели главы Total в авиакатастрофе во Внуково
Согласно предварительным данным, трагедия в столичном аэропорту произошла из-за пьяной смены снегоуборщиков и неопытной стажерки.
Специалисты технической комиссии установили предварительные причины крушения французского легкомотороного самолёта Falcon 50 в московском аэропорту Внуково. Напомним, что в этой трагедии погиб, среди прочих, глава компании Total Кристоф де Маржери.
Согласно полученным данным, всё произошло из-за того, что путь взлетающему бизнес-джету случайно преградил пьяный водитель снегоуборщика, потерявший ориентацию на поле. В свою очередь, его потерял из виду начальник смены, который должен был следить за ним, но также оказался нетрезв. При этом взлетом Falcon 50 руководила девушка-стажер, для которой это была всего лишь вторая ночная смена.
"КоммерсантЪ" со ссылкой на отчет летной подкомиссии по расследованию катастрофы сообщает, что события, из-за которых произошла катастрофа, начали развиваться еще до того, как Кристоф де Маржери поднялся на борт Falcon во Внуково. Известно, что пока члены экипажа полтора часа дожидались своего единственного пассажира, на летное поле вышли три снегоуборочные машины роторного типа, которые, которых сопровождал на джипе начальник смены аэродромной службы Владимир Леденев.
По инструкции, перед выездом все сотрудники должны были пройти медосмотр, но процедуру отменили из-за того, что проверка занимала много времени и могла привести к задержкам вылетов. В результате врач ограничилась визуальным осмотром, однако не исключается, что уже в этот момент Владимир Леденев и водитель одного из снегоуборщиков Владимир Мартыненко были пьяны.
Эксперты выяснили, что три снегоуборщика под руководством инженера сначала работали в штатном режиме, однако около 18:30 у одной из машин погнулся нож ротора, поэтому Владимир Леденев был вынужден сопровождать водителя на базу для ремонта.
Затем у бригады возникли новые проблемы — под ротором еще одной машины обнаружились обломки аэродромного фонаря. В результате на место были вызваны специалисты-электрики.
Около 19 часов в районе пересечения взлетно-посадочных полос началось интенсивное дорожное движение, в котором, кроме двух снегоуборщиков и машины сопровождения участвовали "Газель" электриков, тягач, доставивший Falcon 50 на старт, и автомобиль строителей, которые прокладывали кабель в районе ВВП.
Все эти водители постоянно запрашивали у диспетчеров разрешения на пересечение одной из двух ВПП аэродрома.
Последним стал водитель "Газели" — электрики решили узнать у строителей, не они ли сбили фонарь своей техникой. Тем временем вслед за их машиной внезапно начал движение снегоуборщик Мартыненко, который "потерял ориентацию в пространстве". Возможно, пьяный водитель принял задние огни "Газели" за габариты снегоуборщика, за которым он должен был следовать.
Когда водитель выехал на пересечение взлётно-посадочных полос, он растерялся и начал совершать "действия, противоречащие всякой логике": остановился, сдал назад и сделал попытку развернуться.
На фоне всего происходящего инженер Леденев даже не пытался найти потерявшийся снегоуборщик либо сообщить об этом диспетчеру. На ситуацию среагировал только водитель джипа Алексей Киселев, который вез пьяного начальника.
"Я услышал рев двигателей взлетающего самолета, остановил машину, сдал назад и тут же увидел огненную вспышку",— рассказал он позднее.
За несколько секунд до этого экипаж Falcon получил разрешение на взлёт от диспетчера-стажера Светланы Кривсун и начал разгон по полосе.
"Что за машина пересекает дорогу?" — успел поинтересоваться у коллеги один из пилотов, но экипаж даже не попытался прекратить начатое движение из-за того, что пилоты уже разогнались до очень высокой скорости, а также потому, что варианты действий летчиков в связи с появлением на полосе дорожной техники даже не были прописаны в инструкциях авиакомпании.
Сама диспетчер Кривсун рассказала членам комиссии, что дала разрешение на взлет после того, как осмотрела взлетно-посадочную полосу с вышки и проверила ее по индикатору обзора летного поля.
"Препятствия отсутствовали, после чего я под руководством своего инструктора довела до экипажа воздушного судна команду “взлет разрешаю, полоса 06”", — рассказала она.
Специалисты подчеркнули, что препятствие в виде снегоуборщика появилось внезапно, а видеть маневры машины стажер действительно не могла из-за того, что они происходили в слепой для нее зоне. Тем не менее, девушка все равно попала в число обвиняемых по уголовному делу. Обвинения были предъявлены и ее наставнику Александру Круглову, руководителю полетов Роману Дунаеву и сотрудникам аэродромной службы Леденеву и Мартыненко. По мнению следствия, диспетчеры нарушили различные должностные инструкции и не проконтролировали действия 24-летней практикантки, оказавшейся в сложной ситуации.