Россиян могут обязать указывать в паспорте согласие на донорство органов
Сенатор Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, согласно которому гражданин сможет давать согласие на изъятие своих органов или тканей для трансплантации после его смерти, причем оно должно будет фиксироваться в документах, сообщает "Интерфакс".
По словам Белякова, это согласие можно будет фиксировать, например, в паспорте, водительских правах или военном билете, а также в универсальной электронной карте. Сенатор отметил, что перечень этих документов будет определяться правительством.
Как пояснил Беляков журналистам, в США и в некоторых странах Евросоюза совершеннолетние граждане в обязательном порядке фиксируют свое согласие на изъятие органов или тканей для трансплантации после своей смерти в водительских правах или в страховом свидетельстве.
Он отметил, что в таком случае зарубежным врачам не нужно терять время на поиск родственников погибшего: им достаточно посмотреть его водительские права и удостовериться, что человек был согласен на изъятие органов для пересадки. Именно этот принцип и был внесен в законопроект, направленный на рассмотрение Госдумы.
По мнению Белякова, такая практика позволит "оптимизировать трансплантологию". Он отметил, что в России по сравнению с США и Евросоюзом проводится ничтожное количество операций по трансплантации органов, и только шесть из 100 безнадежных больных получают необходимую помощь. При этом он подчеркнул, что на Западе государства активно занимаются поддержкой донорского движения, а кроме того там существует социальная реклама, призывающая своим поступком сохранить жизнь другого человека.
В документе отмечается, что число операций по трансплантации органов в России увеличилось вдвое за последние семь лет и достигло 1,4 тысячи в год в 2013 году. Однако, по данным Минздрава, эта цифра составляет менее 16% от числа трансплантаций, в которых нуждаются пациенты отечественных медицинских организаций. Всего в стране необходимо делать 9 тысяч подобных операций в год. Так, при потребности в проведении 6 тысяч операций по пересадке почки, в 2013 году в России было сделано только 15,6% от числа необходимых операций. В 2012 году не были использованы 33 квоты на пересадку почек из-за отсутствия донорских органов, отмечает РИА Новости.
Проблема в том, что несмотря на установленную в действующем законодательстве презумпцию согласия для посмертного донорства совершеннолетних граждан, врачи по-прежнему склонны обращаться за согласием к родственникам потенциального донора, что занимает много времени и часто приводит к отрицательным результатам. С другой стороны, действуя в соответствии с законом, врачи часто сталкиваются с последующими судебными исками родственников умершего, несогласных с проведенным изъятием органов для пересадки.