Новый закон: банки смогут не возвращать клиентам украденные с карт деньги
С 1 декабря Ситибанк может заблокировать карты тех клиентов, которые не предоставят актуальные номера своих мобильных телефонов. Кредитная организация таким образом пытается обновить базу контактов, чтобы с 2014 года, когда вступят в силу новые нормы закона, уведомлять клиентов о совершенных транзакциях по картам. Ее примеру могут последовать и другие банки, пишет РБК daily.
С 2014 года в силу вступят положения 9-й статьи закона «О национальной платежной системе», согласно которым банки в обязательном порядке должны уведомлять клиентов о совершенных транзакциях. Чтобы не нарушать законодательство, банки сейчас собирают актуальные номера сотовых телефонов своих клиентов. В частности, Ситибанк в разосланном клиентам письме предупреждает о том, что если до 1 декабря не получит такого номера, то «вынужден будет приостановить действие банковской и/или кредитной карты клиента и ограничить его доступ к системам CitiPhone и Citibank Online до того момента, как актуальный номер мобильного телефона будет предоставлен». При этом Ситибанк уточнил, что клиенты, не предоставившие номер мобильного телефона, смогут продолжать пользоваться счетами и осуществлять банковские операции в отделениях кредитной организации.
Руководитель управления кредитных карт Ситибанка Юрий Топунов объясняет стремление банка обновить базу до 1 декабря тем, что перед новым годом клиенты скорее всего разъедутся и будет сложно их разыскать. «Мы не хотим ажиотажа в преддверии новогодних праздников», — отмечает он.
Другие кредитные организации, обновляя базу телефонов, также рассматривают крайние меры, которые могут заставить клиентов сообщить необходимую информацию. Например, начальник отдела развития альтернативных каналов продаж Райффайзенбанка Наталия Масарская сказала, что не исключает сценарий временной блокировки электронных средств платежа клиентов, не предоставивших банку актуальных контактных данных.
В ВТБ24, «Уралсибе», Газпромбанке и Связь-банке сообщили, что они на регулярной основне обновляют данные о клиентах, но о введении каких-либо санкций в отношении клиентов, не предоставивших актуальные сведения, пока не думают. В Сбербанке, Росбанке, Промсвязьбанке не смогли сообщить, обновляют ли они свои базы данных сотовых телефонов клиентов и будут ли вводить санкции в отношении тех, по кому хранятся старые сведения.
Тем временем за месяц до вступления в силу самой спорной статьи закона "О национальной платежной системе" — о возврате банками клиентам утраченных по картам средств — все еще предпринимаются попытки внести в нее изменения. Последняя версия поправок компромиссная. Банкам установили конкретные сроки для возврата клиентских средств, но расширили возможности по проверке добросовестности клиентов, пишет "Коммерсантъ".
Так, предполагается увеличить срок, в течение которого клиент обязан сообщить в банк о потере карты или несанкционированном списании средств с нее, с одного до десяти дней. По действующему закону, если клиент в течение суток не уведомил банк о мошеннических операциях, обязанности возвращать украденные деньги у банка нет. Второе важное изменение — в поправках фиксируются конкретные сроки возвращения клиенту украденных с карты средств. Ни в действующей редакции закона, ни в предыдущих версиях поправок этот вопрос не конкретизирован. Сейчас предлагается возвращать в сроки от 30 до 60 дней в зависимости от вида операции, максимальный срок — по трансграничным.
Поправки согласованы Минфином с ЦБ, сообщил директор департамента экономики и финансов правительства РФ Валерий Сидоренко. В понедельник планируется их рассмотрение на законопроектной комиссии в правительстве, а потом и внесение в Думу.