СПЧ подготовил проект широкой амнистии – под нее могут попасть насильники и террористы
Предложения совета по амнистии к 20-летию Конституции были переданы в канцелярию президента во вторник и опубликованы на сайте СПЧ. Накануне СПЧ обсудил их на специальном заседании. Однако вчера несколько членов СПЧ заявили о своем несогласии с самим проектом постановления об объявлении амнистии, рассказали члены СПЧ Леонид Поляков и Кирилл Кабанов. По их словам, заявленные принципы амнистии кардинально расходятся с тем, что написано в проекте постановления. Председатель СПЧ Михаил Федотов подтвердил "Ведомостям", что проект постановления был передан президенту одновременно с предложениями как приложение, однако обсуждать документ, который, по его словам, не должен быть предан гласности, он отказался.
Согласно тексту постановления, СПЧ предлагает освободить всех впервые осужденных, если им был назначен срок отбытия наказания не более трех лет, а также традиционные группы амнистируемых — беременных, инвалидов, пенсионеров независимо от срока. Также предлагается выпустить впервые осужденных за умышленные преступления на срок до пяти лет и несовершеннолетних.
Но воспользоваться этими возможностями не смогут осужденные по статьям, перечисленным в отдельном пункте: в него входят некоторые части статей 131 (изнасилование), 159 (мошенничество), 160 (присвоение), 162 (разбой), 174.1 (легализация), 205 (теракт), 212 (массовые беспорядки), 282 (возбуждение ненависти), 282.1 (экстремизм), 290 (получение взятки), 318 (применение насилия к представителю власти). На тех, кто осужден за такие преступления, но по не упомянутым в перечне частям статей, амнистия распространяется.
Нет ограничений и для тех, кому СПЧ предлагает уменьшить срок. В частности, СПЧ считает возможным освободить осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления (до 10 лет лишения свободы и выше), если они отбыли половину и две трети срока соответственно или если до окончания срока осталось менее года, а также приговоренных к условному сроку. Эти пункты делают возможным выход на свободу Алексея Навального (осужден по делу "Кировлеса" условно) и экс-владельцев ЮКОСа Платона Лебедева и Михаила Ходорковского (осталось шесть и одиннадцать месяцев соответственно).
В проекте постановления не учитывается, что три года колонии можно получить и за тяжкое преступление, если судья назначил наказание ниже нижнего предела, возражает Поляков. Перечень исключений составлен так, что под амнистию попадут похитители людей, террористы, экстремисты и наркоторговцы, смягчение наказания получают рецидивисты, перечисляет Поляков. С одной стороны, по амнистии должны выйти получившие взятки учителя и врачи, с другой — общество не поймет, если вместе с ними выйдет и обвиняемая в мошенничестве в особо крупном размере Евгения Васильева, считает Кабанов.
Кабанов и Поляков говорят, что голосовали только за концепцию, а не за проект постановления. На заседании было чуть больше половины состава, неправильно подавать постановление как одобренный всем советом документ, говорит Поляков.
В Госдуме также недовольны проектом амнистии, который члены Совета по правам человека разработали к 20-летию Конституции РФ. Законодатели намерены перенять инициативу у членов СПЧ и внести существенные поправки в сырой документ с помощью экспертного сообщества. Об этом "Известиям" рассказали в думском комитете по гражданскому, правовому и уголовному законодательству.
Первый зампредседателя комитета ГД по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Юрий Напсо заверил, что проект амнистии нуждается в корректировке экспертным сообществом. По его словам, согласно представленному документу около 25% заключенных смогут выйти на свободу: коррупционеры и наркоторговцы.
"Не думаю, что президент одобрит такой документ. Проект амнистии будет дорабатываться, депутаты свои корректировки внесут. Также документ будет проработан со специалистами и правозащитниками", — рассказывает он.
"Пусть члены СПЧ посмотрят отчеты, в колониях сейчас сидит на 1/3 меньше людей, чем 10 лет назад. У нас полупустые колонии. Дорабатывать проект амнистии надо, мы, депутаты, имеем право внести свои поправки. Если амнистировать всех поголовно, то возрастет рецидивная преступность", — говорит член комитета по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Юрий Синельщиков.