СМИ: операторы "большой тройки" разрывают отношения с Apple
Три крупнейших российских сотовых оператора разрывают свои связи с компанией Apple, говорится в статье Fortune, которую цитирует "Газета.ру".
"Большая тройка" отвечает за восемь из десяти мобильных телефонов в России, где общее число пользователей таких устройств превышает 180 млн, говорится в статье. По мнению издания, на продаже iPhone в этой стране можно сделать хорошие деньги, однако до сих пор ни в одном из магазинов "большой тройки" нельзя найти ни одного iPhone.
На прошлой неделе последняя из трех компаний ("Вымпелком") прекратила свои отношения с Apple и начала предлагать своим покупателям Samsung Galaxy S4, отмечается в заметке.
"Что случилось? Что отличает Россию от остального мира?" — пишет автор материала. По его мнению, одной из причин является отсутствие в России субсидированного ценообразования. Кроме того, в стране существуют высокие пошлины и налоги на ввоз товаров. Третьей причиной обозреватель называет конкуренцию.
Сейчас Apple ведет переговоры о прямых поставках iPhone с розничными продавцами электроники, рассказали "Ведомостям" люди, близкие к трем ритейлерам. Переговоры предварительные, конкретные условия сотрудничества еще не обсуждались, добавил один из них. Другой же надеется, что прямые поставки iPhone стартуют уже к началу осени 2013 г. — это традиционное время высокого сезона в торговле.
До сих пор Apple заключила договор о дистрибуции iPhone только с одной российской розничной сетью — компанией "Связной"; кому еще она доверит ввозить iPhone в Россию, пока не решено, говорит топ-менеджер одной из дистрибуторских компаний. В конце прошлой недели этот вопрос обсуждали в лондонской штаб-квартире Apple менеджеры ее российского и европейского офисов. Не исключено, что Apple будет сама поставлять эти смартфоны в Россию, но не факт, что ей удастся полностью обеспечить спрос, рассуждает собеседник "Ведомостей". Уже несколько компаний, включая действующих дистрибуторов Apple, предложили стать ее партнерами и подготовили бизнес-планы, знает он.
Несколько лет Apple пыталась продавать iPhone в России так, как делает это в большинстве стран — через сотовых операторов. В 2008 г. она заключила дистрибуторские соглашения с МТС, "Мегафоном" и "Вымпелкомом", разрешив им ввозить iPhone для продажи в своих салонах и для отгрузки сторонним дилерам. Соглашения предусматривали обязательства по количеству устройств, которые каждый из операторов должен был выкупить у Apple за определенный срок: в среднем речь шла об 1-1,5 млн аппаратов за два года. Но скоро стало понятно, что такого спроса на iPhone (а тем более по рекомендованным Apple ценам на уровне 30 000 руб.) в России нет и исполнить обязательства невозможно. В итоге "Мегафон" и МТС не стали продлевать контракты с Apple, а на прошлой неделе так же поступил "Вымпелком", заключивший перед этим прямое дистрибуторское соглашение с Samsung. Apple требовала, чтобы оператор вкладывал большие средства в продвижение iPhone, при том что большая часть телефонов Apple продавалась не через розничную сеть "Вымпелкома", а шла в оптовый канал, объясняет источник, близкий к оператору. Получался нерентабельный и не очень профильный бизнес.