ФСБ выясняет, как Сердюков приватизировал госколлекцию раритетных авто
Расформирование рязанского музея автомобильной военной техники, проведенное в 2010 году по инициативе экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, в которой были лимузины «ЗИС» и «ЗИЛ» Никиты Хрущева и Фиделя Кастро на несколько десятков миллионов евро, стало предметом внимание сотрудников ФСБ, пишут «Известия».
В 2010 году музей расформировали по приказу тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова, а сама экспозиция оказалась в столичном спецгараже Минобороны. Чекисты не исключают, что часть уникальной госколлекции автомобилей при переезде экспозиции могла пропасть и оказаться в частных руках. Значительная часть экспозиции, включающая в себя наиболее редкие и ценные автомобили, была перевезена на 147-ю автобазу Минобороны, расположенную на Рублевском шоссе.
Музей военной автомобильной техники был создан в 1994 году при Рязанском военном автомобильном институте (РВАИ) по постановлению правительства к 50-летию победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Тогда же со всей страны в музей были отправлены уникальные антикварные автомобили и техника. Среди 150 экспонатов были лимузин-кабриолет ЗИЛ-111, на котором Юрия Гагарина везли из аэропорта до Красной площади для доклада руководству страны об успешном полете в космос; ЗИЛ-117 1971 года выпуска, на котором ездил кубинский лидер Фидель Кастро во время визитов в Советский Союз; ЗИС-110 первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, а также уникальный первый образец «русского виллиса» — ГАЗ-67. В музее были правительственные «Чайки», «ЗИМы», ГАЗ-12, экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах.
По самым скромным подсчетам экспертов, общая стоимость этой коллекции составляет несколько десятков миллионов евро. Это без учета стоимости ряда уникальных автомобилей, которые практически не имеют цены.
Бывший директор музея Рудольф Вандер подтвердил газете, что несколько дней назад к нему пришли сотрудники ФСБ, которые запросили всю документацию, связанную с переводом экспонатов из музея на автобазу. Ему они сказали, что есть подозрения, что часть экспонатов пропала.
Вандер по-прежнему считает, что причиной для закрытия музея стала личная прихоть Сердюкова: «Интерес к нашей коллекции он стал проявлять сразу после того, как возглавил Минобороны. Узнав, что у нас есть раритеты, Сердюков распорядился сделать для него подробный фотоальбом всех экспонатов, сфотографировав их со всех ракурсов».
C 2007 по 2009 год, по словам экс-директора, сотрудники музея сделали три таких фотоальбома и отправили их министру. Альбомы министру очень понравились. А вскоре к ним приехал и сам Сердюков со своими помощниками.
По словам экс-директора музея, когда министр со свитой проходили мимо жемчужин коллекции — автомобилей ЗИЛ-111В и ЗИЛ-117, молодая женщина из свиты толкнула Сердюкова в бок и громко произнесла: «Такой машины у нас нет». После этого у музея и начались проблемы.
Впрочем, в 147-й автобазе Минобороны заявили, что все экспонаты из рязанского музея находятся у них в целости и сохранности. Музейные образцы стоят в спецхранилище и никуда не выезжают.
Однако эксперты поясняют, что есть много способов скрыть пропажу раритетной техники. «Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда музейный экземпляр танка или автомобиля оказывался в прямом смысле слова пустышкой — из них вынимали двигатель и всю уникальную начинку, которые затем продавали за большие деньги западным коллекционерам», — рассказывает оперативник МВД.