В СМИ попали письма страховщика платформы "Кольская": она погибла во время угона
Владелец буровой платформы «Кольская», получив выгодный контракт во Вьетнаме и зная, что российские власти запретят перегонять туда «Кольскую» в зимнее время, решил, минуя пункт назначения (Сахалин), фактически угнать буровую, пишут «Известия».
Об этом свидетельствует электронная переписка представителя страховой компании Noble Denton Живко Жекова, погибшего при крушении буровой, со своими коллегами. Страховой агент Живко Жеков прибыл на «Кольскую» 11 декабря 2011 года в качестве представителя компании Noble Denton. Он должен был осмотреть платформу перед заключением договора о страховании, после чего вылететь на Большую землю. Однако владелец платформы — компания «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) — не предоставила транспорт для эвакуации лишних людей, и Жеков остался на «Кольской».
На буровой он вел дневник, а также по электронной почте сообщал своим коллегам, как готовится «Кольская» к перегону и планируется маршрут. Эта переписка оказалась в распоряжении газеты. Как выяснилось, изначально АМНГР собиралась перегонять «Кольскую» на Сахалин, в порт Корсаков. Однако в переписке говорится, что платформу даже не планировали загонять в порт, а хотели в тайне от властей отправить во Вьетнам. Четкого маршрута перегона не было, поэтому его составляли уже по ходу движения.
«Фил, пока всё хорошо. Погода находится в пределах лимитов, и прогноз тоже. В настоящее время идем общим курсом 240 градусов и планируем держать курс на ближайшие два дня, чтобы приблизиться к побережью Сахалина для укрытия от преобладающих северо-западных ветров», — пишет Жеков 13 декабря.
В этом же сообщении Жеков сообщает, что «метеостанция на буровой вышла из строя и буровая теперь полагается на буксиры, где есть данные о скорости ветра». Судя по записям, страховщик только на борту «Кольской» узнал о том, что Российский морской регистр не давал разрешение на перегон.
В следующем письме от 16 декабря 2011 года Жеков дает характеристики буксировочным судам: ледоколу «Магадан» и буксиру «Нефтегаз-55». Как выяснилось, мощности буксира недостаточно. Страховщик жаловался, что нет нормальных безопасных креплений для буксирных тросов и дополнительного сопровождающего буксира.
Вскоре страховщик вновь предупреждает коллег, что маршрут не согласован с морскими властями и АМНГР, чтобы не заходить в порт Корсаков, где могут запретить дальнейшую буксировку, подыскивает на Сахалине безопасную бухту для временного отстоя. Также он отмечает, что российские метеорологи не дают точных прогнозов погоды, а других, более надежных источников информации, нет. Последнее сообщение своим коллегам Жеков направил 17 декабря 2011 года, когда «Кольская» попала в шторм. «Волны гуляют по палубе», — написал он.
Дальнейшие трагические события, которые развернулись на «Кольской», Жеков описал уже в своем электронном дневнике. Между тем, по мнению родственников погибших буровиков, электронная переписка, показывает, что руководство АМНГР знало, что перегон платформы зимой запрещен, но всё равно пошло на риск.