Опубликован предсмертный дневник погибшего на платформе "Кольская" болгарина
Живко Жеков прибыл на «Кольскую» 11 декабря 2011 года как представитель компании Noble Denton. Он планировал осмотреть платформу перед заключением страхового договора, а затем улететь. Однако компания «Арктикморнефтегазразведка»(АМНГР), являющаяся владельцем платформы, не предоставила транспорт для эвакуации лишних людей, и страховщик вынужден был остаться на платформе, пишет «Взгляд».
Болгарин фиксировал всё, что происходило на платформе и отправлял на свою электронную почту копии. Именно эти записи помогли восстановить картину трагедии. Дневник оказался в распоряжении «Известий».
17 декабря 2011 года Жеков пишет:»Скорость ветра 15 м/с, в порывах до 23 м/с, высота волны 5 м, у нас с 19.30 (время сахалинское) периодически отключается э/питание».
К вечеру становится ясно, что буксир «Нефтегаз-55» и ледокол «Магадан» не справляются с буксировкой. Делается запрос на дополнительный буксир. Руководители связываются с инженером АМНГР Леонидом Бордзиловским, представителем «Газфлота» Афанасьевым, а также с Морским спасательным центром Южно-Сахалинска. Шторм усиливается. Буксир «Нефтегаз-55» так же оказывается на гране аварии.
«23.10. НГ-55 сообщил о том, что у них сломана часть палубы (трос срезал фальшборт на корме). Сломана ветровая защита носовой опоры, поврежден локальный контроллер. На «Кольской» старший помощник капитана рапортует, что один ящик с гидрокостюмами сломан и волна смыла их. К-н Сергей Данилов рапортует, что вода поступает в вентиляционные трубки и заливает аккумуляторные батареи», — пишет болгарин.
Ситуация усугубилась 18 декабря после полуночи: на ледоколе «Магадан» сломалась буксирная дуга. Дополнительный буксир никто не выделяет. Вода поступает на борт.
В 6 часов утра капитан «Кольской» связывается со спасателями на Сахалине, с просьбой предоставить вертолёт для эвакуации. Такой же запрос в АМНГР делает ответственный за буксировку Михаил Терсин. Из АМНГР приходит приказ: опустить в воду опорные колонны, для повышения устойчивости платформы и начать подготовку к эвакуации.
Однако «сделать это уже невозможно, тормоза примерзли. У ледокола «Магадан» не устранены проблемы с буксирным тросом. У буксира НГ-55 тоже проблема с буксирным тросом»»- пишет Жеков.
Шторм усиливается. В 8.40 утра волны разбивают и смывают с левого борта «Кольской» шлюпки. Согласно девнеку, в 9.10 «Кольская» подает сигнал SOS, экипаж готовится к эвакуации, облачается в гидрокостюмы и собирается в столовой.
«10.26. НГ-55 сообщает, что часть фальшборта свалилась за борт, есть проблема с главной машиной. На «Кольской» э/питания нет. Аварийный дизель-генератор не работает. Готовится список людей на покидание судна», — пишет Жеков.
Последняя запись в его дневнике выглядит обнадеживающе:
Последняя запись в дневнике:»11.50. Сообщили, что вертолет придет к 15.30. Будут три группы по 12 человек. Первая — на «Магадан», две — на НГ-55″. Через час «Кольская» затонула. Удалось спасти только 14 человек из 67 членов экипажа.
Таким образом, дневники Жекова еще раз подтверждают версию о том, что отвечать за гибель экипажа должны руководители АМНГР. Ведь, судя по записям, они знали о критической ситуации, но так и не не смогли организовать спасение людей.