Независимые эксперты назвали свою версию крушения Як-42
К падению Як-42, в результате которого погибла вся хоккейная команда Ярославля «Локомотив», привела несогласованность в действиях экипажа, но это было следствием – причину катастрофы нужно искать в технике, пишут «Известия», ссылаясь на мнения независимых экспертов.
Издание напоминает, что официально причины катастрофы технической комиссией Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пока не названы.
Опрошенные «Известиями» независимые эксперты, летчики и двигателисты считают, что представленная версия трагедии — к ней якобы привели действия одного из пилотов, который тормозил при взлете, — необъективна.
«Тормозил пилот или нет, достоверно установить невозможно, потому что датчиков, которые бы фиксировали воздействие на педаль, на Як-42 не стоит. Не ведется и видеонаблюдение за действиями экипажа», — заявил в беседе с изданием летчик-испытатель Андрей Гусев.
По его мнению, притормаживать могла сама гидросистема, возможно, из-за скрытого дефекта. «Валить вину на экипаж — самый легкий путь», -посетовал эксперт. Он добавил, что МАК выдает сертификат самолету и сам же занимается расследованием катастрофы, поэтому для них «самолет — священная корова».
В свою очередь летчик-испытатель Владимир Герасимов, проработавший много лет в Министерстве гражданской авиации, Госавианадзоре СССР и расследовавший многие авиакатастрофы, также считает, что причиной авиакатастрофы могли стать технические неполадки.
Он отметил, что «подозрение» на гидросистему пало сразу после того, как в интернет попали фотографии с места гибели самолета. У колес была разрушена пневматика, констатировал он.
«Мы видим, что полосы для разбега не хватило, значит, самолет что-то тормозило, что-то случилось или с гидравликой, или с двигателями», — поделился с изданием Герасимов своими предположениями.
Владимир Грудин, авиарасследователь с 40-летним стажем, объяснил, что к трагедии мог привести тот факт, что самолет взлетал не на максимальном режиме. «При максимальном режиме взлета расход топлива увеличивается на треть, а в авиакомпаниях летчикам настоятельно советуют топливо экономить. Предельный режим взлета также уменьшают, чтобы самолеты меньше шумели, поскольку люди, живущие рядом с аэропортами, часто
жалуются на гул», — уточнил он.
У старшего научного сотрудника петербургского Института проблем машиноведения РАН, кандидата физико-математических наук Виктора Кулагина другая версия. Он заявил изданию, что к трагедии могло привести редкое и малоизученное явление — срыв компрессора двигателя, возникающий из-за стечения обстоятельств природного характера, отмечает «Голос России».
«Медленный разгон был не от того, что тормозили. Не было тяги в двигателях, хотя они ревели и был полный газ, как и положено при взлете», — подчеркнул он. Впрочем, эксперты-летчики, как пишет газета, ставят эту версию под сомнение.
«Если бы у двигателя было предпомпажное состояние, то это бы записал черный ящик, малейшее уменьшение оборотов двигателя было бы зафиксировано. Но, по МАКу, все работало в штатном режиме», — отметил Герасимов.
Он также отверг предположение, что причиной трагедии стал взлет в стартовом режиме двигателей. «Даже при взлете на номинальном режиме с той полосы, с которой они взлетали, было достаточно для того, чтобы выполнить нормальный взлет», — цитирует Герасимова «Интерфакс» со ссылкой на «Известия».
Сомневаются в ошибке пилота и эксперты, опрошенные партией «Единая Россия». Так, военный летчик, вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков в интервью официальному порталу партии «Единая Россия» заявил, что версия о том, что причиной трагедии стала ошибка пилота, нажимавшего во время взлета тормозную педаль, несерьезна, сообщает РБК. Он напомнил, что на видео с места происшествия заметно, что колеса самолета и резина на них целы.
«Что было бы с резиной на скорости 200 с лишним километров в час (скорость отрыва самолета от земли), если бы самолет тормозил? На колесах бы ее не осталось», — заявил эксперт.
По словам Аптукова, прервать взлет в случае обнаружения технических неполадок было возможно с помощью тормоза и интерцепторов. «Есть определенные значения скорости, при которых можно прервать полет, но если уже скорость движения по взлетно-посадочной полосе превысила это значение, надо взлетать», — добавил он.
Эксперт уверен, что необходимо продолжение расследования резонансной авиакатастрофы. «Причины трагедии ЯК-42 пока остаются загадкой», — подытожил он.
Напомним, накануне газета «Коммерсант» опубликовала предварительные результаты серии лётных экспериментов Як-42. Здесь эксперты заявили, что самолёт погубил тормозящий момент на колёсах. По версии испытателей пилот зачем-то поставил ноги на педали при взлёте и давил на них с усилием в 64 кг.
Ранее в Жуковском эксперты попытались смоделировать последний для хоккеистов «Локомотива» полет. Во время летных испытаний пилот-испытатель, сидевший в левом кресле командира, имитируя действия погибшего коллеги из компании «Як-Сервис», во время разгона держал ноги на тормозных педалях. Одновременно ему приходилось оттягивать на себя штурвал.