МАК назвал причину, по которой дагестанский Ту-154 развалился в Домодедово
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) поставил точку в расследовании крупного происшествия в аэропорту «Домодедово», ставшего причиной гибели самолета Ту-154М авиакомпании «Дагестанские авиалинии». Соответствующий отчет был опубликован на сайте МАК во вторник.
Авиапроисшествие, о котором идет речь, случилось днем 4 декабря 2010 года. Ту-154М, выполнявший рейс из Москвы в Махачкалу, без происшествий вылетел из аэропорта «Внуково». В процессе набора высоты экипаж обнаружил перебои в системе подачи топлива, а вскоре два из трех двигателей отключились. Экипаж был вынужден совершить экстренную посадку в аэропорту «Домодедово». Во время приземления самолет промахнулся мимо полосы, коснувшись земли колесами практически у самого конца ВПП, вылетел за ее пределы и разрушился.
Несмотря на то, что Ту-154 фактически развалился на части, возгорания топлива на произошло. В результате аварийной посадки погибли только два пассажира — брат президента Дагестана Магомедсалама Магомедова и мать судьи Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева. Еще 33 пассажира и шесть членов экипажа получили серьезные телесные повреждения, 53 пассажира отделались легкими травмами.
В марте этого года МАК объявил о несостоятельности версии о некачественном топливе. Исследование топлива показало, что оно не стало причиной развития аварийной ситуации.
Расследование показало, что развитие аварийной ситуации началось после непреднамеренного включения бортинженером насосов расходного топливного бака для перекачки топлива во время набора высоты, что «привело к пульсациям мгновенного расхода топлива», падению оборотов двигателей и выключению двух крайних двигателей. Расположенная в хвосте силовая установка №2 при этом продолжала работать, однако, несмотря на это в течение более чем двух минут самолет испытывал серьезные проблемы с электропитанием.
В сложившейся ситуации члены экипажа не смогли воспользоваться всеми возможностями по восстановлению питания, перебои с которым значительно затруднили работу пилотов, в сложной ветровой обстановке вынужденных управлять лайнером по дублирующим приборам.
Свой вклад в развитие событий внесла недостаточная подготовка командира воздушного судна в управлении ресурсами экипажа. Из-за этого командир не смог эффективно распределить обязанности подчиненных и вынудил их предпринимать самостоятельные и не всегда верные действия.