Растёт экспортный потенциал питьевой и минеральной воды России
Роспотребнадзор в своих исследованиях за первые 6 месяцев 2021 года выяснил, что доля товаров с выявленными нарушениями составляет всего лишь 1,9% от всей продукции на рынке.
Сфера производства напитков контролируется различными механизмами и надзорными органами, в частности, специальной Системой мониторинга качества вод. Поэтому незаконный оборот поддельной и не соответствующей стандартам продукции эффективно пресекается.
Ситуация на рынке на данный момент, казалось бы, достаточно стабильная, однако некоторая негативная динамика всё же наблюдается, и связана она прежде всего с коронавирусной пандемией. Основное последствие — снижение объёмов производства.
Одним из эффективных решений может стать выход на зарубежные рынки, увеличение объёмов поставок воды за рубеж. Объём экспорта упакованной воды из России в 2018 году составил чуть более 108 миллионов литров. Больше всего отправлено в Беларусь — 37 млн л. Годом позже было зафиксировано увеличение общего экспортного объёма России до 120 миллионов литров.
Минеральная и пресная вода востребована заграницей, так как содержит в себе много солей и минералов, необходимых человеческому организму.
В списках покупателей значится даже такая экзотическая страна как Иордания, которая покупает продукцию завода ЗАО «Висма» из Карачева Черкесской Республики под названием питьевая бутилированная вода Архыз 19 литров добытую в горах Северного Кавказа в одноименном поселке Архыз. Так же одним из лидеров экспортного рынка является вода бутилированная «Санталовский источник».
Основные направления сбыта с потенциалом прироста объёмов экспорта — страны постсоветского пространства, юго-востока Азии, Персидского залива, Африки, ЕС, Китай и Индия.
Интересно, что на Китайскую Народную Республику в целом приходится 25% потребления всей бутилированный воды мира. Пока что доля ввоза импортной продукции здесь не очень велика, однако показывает тенденцию роста — выросла в 2.6 раза за последнее пятилетие.
Россия поставляет лишь порядка 0,5% от всего ввозимого в Китай товара в категории безалкогольных напитков и вод. Однако с 2016 по 2018 год экспорт минеральной воды в Поднебесную показал почти двукратный рост: 4,5 тыс. т → 7,6 тыс. т. Похожие показатели характерны для природных вод и минерализованных искусственным путём: 2,8 тыс. т. → 5,8 тыс. т.
У отечественных производителей есть неплохие перспективы по предложению качественной продукции с уникальными свойствами и достоинствами. Чтобы усилить экспортный потенциал в этой категории товаров, важным шагом является внедрение программы совершенствования логистических схем и брендинга продукции из России.
Повышенный спрос в нашей стране и странах постсоветского пространства получили категории лечебных и лечебно-столовых вод, в то время как китайский потребитель ещё не осведомлён в достаточной мере о функциональных ценностях такой воды.
Государство должно поспособствовать развитию экспортного потенциала российской продукции, обеспечив согласованное техническое регулирование, налаживание контактов с иностранными торговыми сетями и крупными дилерами, повысив конкурентоспособность российского производства. Особенно важной мерой эксперты считают отказ от ужесточённого контроля на рынке питьевой продукции, отказ от цифровой маркировки в частности.