ВЦИОМ: россиян перестали интересовать декларации чиновников
Россияне теряют интерес к декларациям чиновников о доходах и имуществе, поскольку в реальности не находят доказательств тому, чтобы эти декларации снижали коррумпированность власти. Такие настроения выявили социологи ВЦИОМа.
Интерес к чиновничьим доходам, которые стали прозрачными с 2009 года, сохранился лишь у 15% россиян, сообщивших социологам, что они «хорошо информированы об этом» и даже «видели некоторые декларации». Два года назад хорошо проинформированных в стране было 33%. Таких, кто «кое-что знал» об этой инициативе, тогда было 43%, и за прошедшие годы их не стало больше.
Но в то же время резко, с 23 до 41%, возросла доля тех, кто «ничего об этом не знает» и никаких «документов не видел». Этот факт «Коммеранту» объяснил гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. По его словам, пропал «эффект новизны». Обычно респонденты ВЦИОМа утверждают, что им «неинтересны чужие доходы» (33%) или они «не знают, где декларации можно посмотреть» (29%). Но чаще всего (36%) россияне заявляют, что «не верят декларациям, они содержат недостоверную информацию». В 2009 году таких было 29%.
Рост недоверия вовсе не означает, что благодаря регулярной публикации деклараций все большее число граждан получают неопровержимые факты того, как чиновники скрывают истинную величину своих доходов и размеры имущества. На самом же деле, считает Валерий Федоров, «первое любопытство удовлетворено, а что делать с этой информацией дальше, люди не понимают».
И не поймут до тех пор, пока в российском законодательстве не появятся «другие элементы всей цепочки антикоррупционных мер», заявила директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International (Россия) Елена Панфилова. Применяемое в России «декларирование доходов вырвано из контекста». В России, по словам Елены Панфиловой, «декларации, которые подаются в налоговые органы или при устройстве на работу в системы госслужбы, не соответствуют тем, которые публикуются».
Плюс в законе «О противодействии коррупции» не прописано, «где именно и в каком узнаваемом для всех формате публикуются декларации». Но даже если пытливый гражданин отыщет все декларации, ознакомится с ними и в какой-то из них обнаружит, что чиновник указал недостоверные сведения, то «он не знает, куда ему сообщать об этом, потому что не знает, кто контролирует этого чиновника».