Опубликована стенограмма переговоров Гагарина с Землей
Большинство данных представлены с бортового магнитофона, установленного прямо в капсуле "Востока", которым управлял сам Гагарин. Другим источником данных стали записи трех радиостанций, через которые велась связь «Востока» с Землей.
До знаменитого «Поехали» во время старта 12 апреля 1961 года стенограмма содержит два часа переговоров, пишет LifeNews. В основном они носят технический характер: Гагарин и Королев проверяют связь самым обычным образом — считают от 1 до 10.
— Юрий Алексеевич, значит, я хочу вам просто напомнить, что после минутной готовности пройдет минуток шесть, прежде чем начнется полет, так что вы не волнуйтесь. Прием, — на всякий случай напомнил Гагарину Королев.
— Вас понял, я совершенно спокоен! — ответил первый космонавт.
После этого Королев рассказывает Гагарину, что находится на борту его корабля:
— Там в укладке тубы — обед, ужин и завтрак.
— Ясно, — отвечает Гагарин.
— Колбаса, драже там и варенье к чаю. 63 штуки, будешь толстый, — продолжает главный конструктор.
— Ага, — непосредственно отвечает первый космонавт.
— Сегодня прилетишь, сразу все съешь, — наставляет Королев.
Гагарин сохраняет чувство юмора:
— Главное — колбаска есть, чтобы самогон закусывать.
— Зараза, а ведь он записывает ведь все, мерзавец! — в шутку негодует Королев, зная, что магнитофон Гагарина фиксирует каждое слово.
В ходе подготовки к запуску на пленку попадает и реплика, свидетельствующая о том, что не все шло гладко.
— Кусочек пластыря оторви — мы забыли приклеить эту штуку, — говорит кто-то, помеченный в стенограмме как «Неизвестный». О чем шла речь, в записях не уточняется.
Еще через несколько минут Королев говорит Гагарину, что входной люк будут снимать и ставить заново, поскольку «один контактик не показался».
— Понял вас правильно. Люк открыт. Проверяю сигнализаторы, — невозмутимо отвечает Гагарин.
Во время проверки связи Гагарин периодически поет и насвистывает различные мотивы — сначала песню Марка Бернеса «О далеком курносом детстве», потом — «Ландыши», затем — «Родина слышит, родина знает».
Последней песней, исполненной Гагариным за две минуты до старта, была «Летите, голуби, летите».
Затем началась продувка двигателей, зажигание — и «Восток» оторвался от земли под знаменитое гагаринское «Поехали».
После этого 20 секунд на записи сплошные помехи и шумы, а потом зафиксированы первые слова Гагарина в полете:
— «Заря-1», я «Кедр». Все проходит нормально. Шум в кабине слабый. Самочувствие хорошее, чувствую перегрузку, вибрация, все нормально, — докладывает космонавт из несущейся с невероятной скоростью ракеты.
— Я «Заря-1», — отвечает Королев. — Мы все желаем вам доброго полета. Все нормально?
— Спасибо. До свидания! До скорой встречи, дорогие друзья! До свидания, до скорой встречи! — будто бы прощается со всеми Гагарин, явно не слыша Королева.
Все последующие секунды Гагарин скрупулезно докладывает на Землю, что происходит с кораблем и как он сам себя чувствует.
Наконец «Восток» выходит на орбиту, и Гагарин впервые видит Землю из космоса с помощью оптического прибора «Взор». И тут же начинает описывать ее.
— «Заря-1», я «Кедр». Во «Взор» вижу Землю. Хорошо различима Земля, — докладывает Гагарин.
— Вижу реки, складки местности, различимы хорошо, видимость хорошая. Отлично у вас там все видно, но звезд на небе не видно, — рассказывает первый космонавт.
— Чувство невесомости переносится приятно, все плавает, — фиксирует магнитофон слова первого человека в космосе.
Отмечает Гагарин и вращение «Востока»: как Земля «уходит» слева направо. Есть данные и научного характера — Гагарин сообщает, что определить направление движения над морем из космоса "вполне можно".
Последние слова Гагарина в космосе — о параметрах бортового оборудования: давлении в тормозных двигателях, в кабине корабля.
— Самочувствие хорошее, продолжаю полет, — докладывает Гагарин за полчаса до посадки.
После этого «Восток» уходит в радиотень, связь с ним восстанавливается на короткое время. А через полчаса — в 10.55 — Гагарин приземляется под Саратовом.
Стенограммы переговоров содержатся в части из 247 документов, рассекреченных в предверии 50-летнего юбилея полета Гагарина.