Ходорковский не исключает, что Путин готовит ему пожизненный срок
Вопросы от четырех изданий — французской Le Monde, немецкой Sueddeuscche Zeitung, итальянской Corriere della sera и International Herald Tribune (США-Великобритания) , были переданы ему в тюрьму через адвокатов. Многие совпадают — к примеру, журналистов всех изданий интересовало, каким экс-глава нефтяной компании видит свое будущее и будущее России, какими ему представляются роли Путина и Медведева и какую поддержку он хотел бы видеть со стороны стран Запада.
Ответы экс-главы ЮКОСА публикует сайт Пресс-центра Ходорковского и Лебедева.
Французские репортеры, судя по их вопросам, хотели услышать от Ходорковского, что премьер Путин является главным врагом развития России. Но бывший руководитель ЮКОСа ответил, что считает главным врагом апатию населения, отсутствие в стране гражданского общества. По его словам, «Путин и его компрадорская элита — лишь следствие» данного факта, цитирует InoPressa.
Он не стал прямо подтверждать мнение, озвученное журналистами IHT, что его арестовали и посадили из-за его претензий на политическую власть, но дал понять, что такая причина могла быть. «Я никогда не стремился к получению политической власти, поскольку у меня другие интересы», — сказал опальный бизнесмен. В то же время, по его признанию, он никогда не скрывал, что является противником авторитарной тенденции в политике, и всегда поддерживал оппозицию. «Ельцин считал это нормальным. Для Путина и выстраиваемого им режима подобное оказалось неприемлемым», — сказал он.
«Путин прямо показал, что считает меня своим личным оппонентом. Я с этим согласен», — продолжил Ходорковский, отвечая на вопросы о втором процессе против него, завершившемся обвинительным приговором. Он напомнил всем четырем изданиям, что за неделю до планируемого оглашения приговора премьер не только публично отдал команду держать экс-главу ЮКОСа в тюрьме, но и подробно объяснил суду, в чем именно он должен быть признан виновным.
«Характерно, что в своем выступлении Путин процитировал одного из киногероев Высоцкого, подбросившего улику в карман подозреваемого, и оправдывавшего свои действия тем, что этот человек должен сесть с тюрьму», — подчеркнул Ходорковский.
«Второй приговор показал: суд готов исполнить любое его (Путина) пожелание», — заявил он репортерам итальянской газеты. По его словам, в сложившихся условиях ему трудно представить свой выход на свободу. «Мой пример важен для авторитарной власти в качестве устрашения прочих оппонентов. Как публичная казнь», — отметил он в ответе немецким журналистам.
Экс-глава ЮКОСа не исключил, что Путин может продержать его в тюрьме бесконечно. Следующим может стать обвинение в заказе убийств, о которых премьер настойчиво упоминает в последние годы, и за которые был осужден бывший глава службы безопасности нефтяной компании Алексей Пичугин.
«Путин на протяжении семи лет опосредованно, а последние три года — прямо называет меня виновным в убийствах. Вначале это был сильный пиар-ход, теперь — лишь один из возможных способов держать меня в заключении бесконечно, — рассуждает Ходорковский. — Чем это мне грозит? Еще более жесткими условиями содержания в тюрьме. Например, сейчас мне положено аж четыре свидания с семьей в год, а будет — одно. Боюсь ли? Уже не очень. Человек не может постоянно бояться».
На вопрос Corriere della Sera, какова же на самом деле роль сотрудников ЮКОСа в этих убийствах, экс-глава компании ответил: «В России не очень простая обстановка. Около 30 криминальных смертей на 100 тысяч населения ежегодно. Убийства мэров, депутатов, губернаторов, известных журналистов — не редкость. Достаточно вспомнить Политковскую или депутата Ямадаева, убитого прямо под окнами нашего Белого дома».
«Легко прикинуть, сколько подобных криминальных событий произошло за годы моей работы «вокруг» компании ЮКОС, где только сотрудников — более 100 тысяч человек, и которая была «градообразующей» для двух десятков городков. Ведь это — те же города той же страны», — объяснил он.
Сотрудники ЮКОСа стали, по его словам, «объектами для фальсификации». «Целый ряд людей, ныне находящихся в тюрьме, заявляли суду о том, что их принуждали к оговору, обещая освобождение и ссылаясь на «государственные интересы», — подчеркнул Ходорковский.
Отвечая на вопрос газеты Corriere Della Sera, почему Ходорковский никогда не критикует Медведева, тот ответил, что, по его мнению, президент ограничен в своих действиях.
«Я хорошо понимаю его положение и поэтому редко критикую. Однако некоторых действий мы от него вправе ожидать. Можно ли ему верить? Пожеланиям – нет, обещаниям – да», – сформулировал Ходорковский.
«Для меня президент Медведев гораздо более понятен, – подчеркнул он. – Он политический прагматик, имеющий определенные идеалы, совместимые с демократией».
«Я призываю верить в искренность стремлений президента Медведева, но не принимать пожелания и симулякры взамен четких обязательств и работающих институтов», – по-другому сформулировал эту мысль Ходорковский в интервью газете Le Monde.
Ходорковский сообщил, что и в тюрьме, и на свободе будет продолжать свою общественную деятельность. «Бизнес — пройденный этап, однако, если моей стране потребуются мои профессиональные навыки, и даже моя жизнь, — она их получит. Я — русский. У нас так принято», — заявил он.