МАК опубликовал переговоры смоленских диспетчеров перед катастрофой польского ТУ-154 (ТЕКСТ)
Российские диспетчеры на аэродроме в Смоленске предупреждали экипаж самолета президента Польши Леха Качиньского о плохих метеоусловиях и предлагали уйти на второй круг. Об этом свидетельствует расшифровка радиоперереговоров диспетчеров, опубликованная на сайте Межгосударственного авиационного комитета, который вел расследование авиакатастрофы, сообщает радио «Маяк».
В сообщении МАК поясняется: «В связи с появившимися в СМИ, со ссылкой на Министра внутренних дел и администрации Республики Польша Ежи Миллера, сообщениями об опубликовании польской стороной записей разговоров диспетчеров аэродрома Смоленск «Северный», и с целью объективного информирования мировой общественности, с разрешения органов, проводящих предварительное следствие, в соответствии с Приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации, принято решение опубликовать полностью транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами:
1. Записи открытого микрофона, выложенные на сайте МАК (скачать)
2. Записи телефонных разговоров (скачать)
3. Записи радиопереговоров (скачать).
Как следует из документа, руководитель полета сообщил, что видимость на аэродроме из-за тумана составляет не более 400 метров, условий для приема лайнера нет. Тем не менее польский экипаж принял решение о снижении.
В частности, в 10:24 экипаж польского президента запросил данные о метеоусловиях в Смоленске. «На «Корсаже» туман, видимость 400 метров», — информирует польский борт № 1 руководитель полетов. На просьбу поляков уточнить температуру и давление, диспетчер отвечает: «Температура плюс два, давление 7-45, 7-45, условий для приема нет». Тем не менее польский экипаж принимает решение о снижении. «Спасибо. Но если возможно попробуем подход. Но если не будет погоды, тогда отойдем на второй круг», — говорит польский борт 101.
В разговоре между собой российские диспетчеры делают вывод: «Значит, делает контрольный заход. Решение командира. Делает контрольный заход до высоты принятия решения 100 метров. Уход, готовность Минска, Витебска на запасной пусть запросят».
В 10:34 руководитель полетов в Смоленске спрашивает командира экипажа польского самолета, совершал ли он посадку на военном аэродроме. Следует утвердительный ответ. В 10:35 руководитель полетов предупреждает, чтобы польский самолет был готов уйти на второй круг: «Польский 101, и от 100 метров быть готовым к уходу на второй круг». «Так точно», — отвечает командир польского экипажа.
В 10:41 российский руководитель полетов дает команду «Уход на второй круг» и повторяет ее еще два раза. Польский борт уже не отвечает. Затем в эфире звучит вопрос: «Ну, где он?» После этого вновь звучит команда «Уход на второй круг, 101-ый».
В документе «Открытый микрофон» зафиксированы переговоры с самолетом польской делегации Як-40, который приземлился в Смоленске, а также российским самолетом Ил-76, который ушел на запасной аэродром.
В 10:32 руководитель полетов в Смоленске говорит одному из диспетчеров: «Не знаю, я бы на месте Москвы сюда бы не гнал». И получает ответ: «Это решение (неразборчиво) международного номер 1. Он там сам». Один из диспетчеров, полковник Краснокуцкий говорит: «Он не зайдет. Ты, главное, дай ему на второй круг. Значит, на второй круг и все. А там дальше, сам принял решение, пусть сам решает».
Как заявил глава Минтранса России Игорь Левитин в эфире радиостанции «Эхо Москвы», решение МАК опубликовать полную транскрипцию всех переговоров является беспрецедентным, поскольку информация «о разговорах и переговорах в диспетчерской» по сути является тайной следствия.
Напомним, накануне глава МВД Польши Ежи Миллер заявил, что диспетчеры слишком поздно предупредили экипаж самолета Качиньского об опасном сближении с землей и возложил часть отвественности в случившейся катастрофе на российскую сторону.