«Удар будет серьезным»: политолог описал торг Путина и Лукашенко в Сочи и раскрыл судьбу Протасевича и Сапеги
Белорусский политолог Александр Класковский проанализировал переговоры лидеров России и Белоруссии, которые прошли в Сочи накануне и продлились пять часов за закрытыми дверями.
Как цитирует аналитика «МК», санкции против Белоруссии, касающиеся «Белавиа», ударили на статусу Минска как «хаба» между враждующими Украиной и Россией.
И белорусская компания потеряла огромные деньги, «сотни миллионов долларов в год», считает он.
Причем в дальнейшем ситуация не улучшиться. По прогнозам Класковского, Евросоюз готовит «секторальные» ограничительные меры, скорее всего, по калийному производству.
Угрозы ЕС касаются и транзита газа и нефтеперерабатывающего производства, так что «удар будет серьезным».
«Лукашенко нервничает», — считает Класковский, поэтому в повестку встречи с Владимиром Путиным вошла экономика.
Что касается России, то та не горит желанием броситься Минску на помощь. В пример аналитик привел фактический отказ расширить воздушное пространство РФ для белорусской авиации, которое озвучил премьер Мишустин.
Чтобы сделать Лукашенко более сговорчивым, Путин снова может говорить о данных ранее обещаниях реформы Конституции РБ и транзита власти, но в целом Москва устала от Лукашенко, уверен аналитик.
«Он постоянно ищет на свою голову приключения, а потом России приходится защищать его на правах старшего брата», — пояснил он.
К примеру, «туннельное зрение» Лукашенко привело к тому, что когда был задержан по его приказу Протасевич, «в западне» оказался сам президент.
Во-первых, Лукашенко неудачно выбрал время — скоро должен состояться саммит Евросоюза, и ЕС быстренько приняли санкции.
Во-вторых, дал Путину дополнительные козыри перед встречей в Сочи. Но, как показывают 27 лет президентства Лукашенко, он умеет «изворачиваться» из «тисков», в которые попадает.
Что касается финансовой помощи от РФ, то политолог уверен в введении для Лукашенко «полуголодного пайка».
«Что-то дадут, но не очень много», — пояснил он, добавив, что тот же транш в 0,5 млрд долларов Минск получит с условием конституционной реформы.
Москва даст денег еще и потому, что прогнозировать, кто окажется у власти, сейчас сложно. Однако взамен Путин может потребовать военной базы в Белоруссии, размещения российских активов, новые этапы интеграции или нечто подобное. И это не будет решаться в ходе исключительно сочинских переговоров.
Если Лукашенко спешит, то Путин перед встречей с Байденом не торопится, считает Класковский. А белорусский лидер осложняет положение сам.
Судьба снятых с самолета в Минске журналистов — оппозиционеров Протасевича и Сапеги будет разной, уверен политолог.
По его мнению политолога участь Романа Протасевича незавидна. Если ранее, чтобы разморозить отношения США и Белоруссии, последняя шла на «геополитический торг», то теперь «заруба» слишком глубока, т.к. белорусского президента обвиняют в международном терроризме.
Но Сапегу, как россиянку, «промурыжат», а потом Лукашенко «поторгуется» с Россией за ее освобождение. Но это вряд ли случится в скором будущем, уверен Класковский.
Ранее Topnews писал, что Путин выслушал «всплеск эмоций» Лукашенко о посаженном в Минске самолете.