Стенограммы "черных ящиков" самолета Качиньского выложены в сети
31 мая Россия передала Польше копии записей бортовых самописцев польской стороне. Польское правительство приняло решение опубликовать стенограммы записей, подготовленные Межгосударственным авиационным комитетом. Договоренность об их обнародовании была ранее достигнута с российской стороной, передает РБК.
Стенограммы были опубликованы на официальном сайте премьер-министра Польши Дональда Туска. Скачать файл можно здесь.
Запись начинается с 10:02:48 по московскому времени. Вся информация (в частности, слова, сказанные в кабине пилотов) дублирована на русском и польском языках. В 40-страничном документе зафиксированы реплики командира, второго пилота, бортпроводницы, диспетчера аэродрома «Северный», экипажа польского самолета «Як», севшего в Смоленске незадолго до катастрофы, а также посторонних лиц (ранее стало известно, что в кабине, в частности, находился глава ВВС Польши Анджей Блазик), пишет Lenta.ru.
Переговоры велись на «техническом языке», и неспециалисту трудно понять многие места.
Самая ценная информация заключается в последней трети документа. В стенограмме содержится предупреждение диспетчера за 15 минут до аварии о том, что «условий для приземления нет», а также слова пилота, советующего в этих погодных условиях посадку не осуществлять.
В 10:23 некий «неустановленный абонент», присутствующий в кабине, поинтересовался: «Господин капитан, когда вы уже приземлитесь, можно спросить?». Ему ответили, назвав высоту: 3600 метров.
10:25. Некто под кодом 044: «Приветствуем тебя сердечно. Знаешь, в общем, тут полный п****ц. Видимость 400 метров примерно, и, на наш взгляд, высота нижней кромки облаков меньше 50 метров, значительно.» Тот же абонент спустя несколько секунд: «Честно скажу — можете попробовать, конечно, два АПМа есть, сделали ворота. Так что можете попробовать, но если у вас не получится во второй раз, тогда предлагаю вам лететь в Москву или куда-нибудь еще».
На это отвечает командир: «Разрешите дальнейшее снижение, пожалуйста».
10:26. Снова командир лайнера: «Попробуем подойти, сделаем один заход, но, скорее всего, ничего из этого не получится». Затем обсуждается возможность лететь на запасной аэродром — Витебска или Минска.
10:30. Неустановленный абонент сообщает: «Пока нет решения президента, что дальше делать».
Далее следуют сугубо технические переговоры, обстановка становится все напряженнее. В череде неразборчивых высказываний выделяется одно, все того же безымянного человека: «Он взбесится, если…» Относятся ли эти слова к президенту Качиньскому, в данный момент определить невозможно, уточняет Newsru.com.
Последним сигналом TAWS (система раннего предупреждения приближения к земле) был сигнал о необходимости срочного набора высоты: «Поднять! Поднять!».
В 10:41 самолет упал. Сначала, как следует из расшифровки, раздается шум от столкновения с лесным массивом. Последнее же слово, зафиксированное бортовым самописцем — отчаянное «Б***ь…» (польск. Kurwa) в исполнении «неустановленного абонента».
Аудиозаписи разговоров будут обнародованы только через две-три недели.
Напомним, самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля. На борту находилось 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Не выжил никто. Среди погибших президент Польши, его супруга и представители руководства страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях.
Ту-154 садился в плохих погодных условиях. Часть экспертов высказывали мнения, что причиной катастрофы стали действия пилотов, которые пошли на неоправданный риск.