«Мужик чуть не умер»: Путин подробно объяснил СПЧ, что не так с «делом Навального»
Накануне состоялось заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека во главе с президентом России Владимиром Путиным, где были затронуты множество тем, в том числе и отравление оппозиционного политика Алексея Навального.
Полная расшифровка разговора приведена на сайте Кремля.
Напомним, 20 августа этого года оппозиционер с признаками отравления был госпитализирован с самолета, направлявшегося из Томска в Москву, в омскую больницу, однако члены семьи и близкие Навального настояли на его транспортировке на лечение в Германию, где он и остается в настоящий момент.
Немецкие врачи утверждают, что политика отравили «Новичком», сам Навальный обвинил в этом российские власти. Последние же отрицают сей факт и какую-либо причастность к данному делу. Более того они сомневаются, что отравление было именно «Новичком».
На заседании неприятную для Кремля тему поднял известный журналист и общественный деятель Николай Сванидзе.
Обратившись к президенту, Сванидзе отметил, что большинству «все-таки интересно», что же произошло с известным оппозиционером, так как отсутствие уголовного дела не может не настораживать, и более того несет с собой «репутационные последствия».
«Дело крайне одиозное, как мы все знаем, но я предлагаю от этого отвлечься. Не важно, как его зовут, он гражданин Российской Федерации <…> он чуть не умер и, очевидно, что не от гриппа. <…> Отравлен ли он? Кем отравлен: Индирой Ганди покойной или сам себя отравил? Или съел турецких пельменей или помидоров плохих? Что с ним случилось-то?», — пояснил суть вопроса Сванидзе.
Отвечая на поставленный в развернутой форме вопрос Путин заявил о невозможности завести уголовное дело об отравлении Навального без материалов из других стран. Причем по уже сложившемуся обыкновению он не назвал Навального по фамилии, упомянув его как «известный фигурант».
Президент напомнил, что российских представителей не хотят допускать к материалам дела, хотя прокуратура РФ неоднократно обращалась к своим иностранным коллегам прислать «хотя бы письменное официальное заключение по результатам их исследования». По словам Путина это и является камнем преткновения.
«Наши готовы приехать за границу – и во Францию, и в Германию, и в Нидерланды – к специалистам, которые утверждают, что там отравляющие боевые вещества найдены. Никто же нас не приглашает. Мы пригласили к себе – к нам не едут. Официальных материалов не дают. Биологических материалов не дают. Что нам делать-то?», — поинтересовался Путин.
Сванидзе однако не унимался.
«Владимир Владимирович, извините, что перебиваю Вас, но мужик чуть не умер <…>. Мы можем уголовное дело открыть у себя?», — задал он прямой вопрос.
«Нет, нельзя. Потому что если человек чуть не умер, это не значит, что нужно по любому случаю открывать уголовное дело. Но проверка проводится. Прокуратура этим занимается, и Следственный комитет. Анализируются материалы», — ответил Путин.
Президент подчеркнул, что без материалов никакого дела завести нельзя, также как и доказать или опровергнуть был ли причиной отравления «Новичок». Более того, Путин добавил, что на Западе даже и причин отказа в предоставлении материалов по Навальному объяснить не хотят, а на просьбу «прислать бумажку» и показать и показать «где «Новичок», никак не реагируют.
«Я совсем недавно только разговаривал с одним из коллег: дайте, говорю, бумаги, документы. Не дают. Передали в международную организацию по запрещению химического оружия. Мы готовы их принять, приезжайте с материалами, покажите нам, где этот «Новичок»», — заключил Путин, добавив, что «мы с удовольствием расследуем это дело, причём тщательно».
Ранее Topnews писал, что Навальный обратился к Путину после сообщений о проверке на экстремизм, предположив, что это больше связано с тем, что власти России не хотят его возвращения в страну и делают все, чтобы этому воспрепятствовать.