Мозг, зрение и гаджеты
Мы познаем окружающий мир при помощи органов чувств, в перечень которых входит и орган зрения. Именно в результате раздражений органов чувств передается импульс в большие полушария головного мозга, где возникают восприятия. Зрение в жизни любого человека в любом возрасте имеет очень важное значение — оно обеспечивает восприятие формы, размера предмета, цвета и расположения его в пространстве, эта информация позволяет нам оценить безопасную обстановку вокруг.
Как работает зрительный анализатор?
На самом деле мы видим мир не в реальном времени, а с задержкой. Чтобы обработать полученную информацию от органа зрения мозгу требуется около 80 миллисекунд. В светочувствительных клетках палочках (форма предмета) и колбочках (цвет предмета) происходит преобразование нервных импульсов, которые передаются нейронам сетчатки. Далее по зрительному нерву передаются импульсы, проходя по нижней поверхности мозга, образуя зрительный тракт. Нервные волокна в составе зрительного тракта следуют к участку затылочной доли коры, где локализуется корковый центр зрительного анализатора. Оттуда поступает сигнал в глазодвигательный нерв, благодаря которому сужается или расширяется зрачок и происходит синхронное движение глаз в нужном направлении.
К моменту рождения зрительный анализатор в основном сформирован, но окончательное развитие структуры происходит только в школьном возрасте к 12 годам. В возрасте от 3 до 7 лет ребенок осваивает навык произвольно фиксировать свой взгляд на необходимом предмете. По мере физического развития ребёнка изменяется и форма органа зрения. У большинства детей в процессе формирования глаза не устанавливается соответствие анатомического и оптического компонентов, поэтому наблюдается дальнозоркость или близорукость, так как преломляющая сила хрусталика может стать слабее или сильнее.
Например, компания – производитель медицинских рецептурных очков, заверяет, что данную проблему можно компенсировать при помощи правильно подобранных корригирующих очков для зрения.
Влияние образовательных приложений и сайтов.
Ни для кого не секрет, что гаджеты для ребëнка — не очень полезная игрушка. Однако есть умелые рекламные трюки, которые убедили родителей в том, что если выбирать приложение и сайт со смыслом, по возрасту и ограничить время пользования, то это не вредит, а наоборот развивает. К сожалению, это так не работает!
Во-первых, желательно отказаться от идеи занять ребëнка гаджетами и мультиками до 3 лет, как минимум.
Во-вторых, то, что родителям преподносят как развивающие мультики или приложения, в действительности не являются таковыми, потому что наш мозг может познавать этот мир только через полученный навык, который взрослые называют жизненным опытом. Если ребëнку показать кубик в мультике или в приложении, то не факт, что он узнает его в реальной жизни. А если школьник смог в приложении соединить правильно русские и английские слова, то это не даëт гарантий, что он справиться с этим в контрольной работе в классе, или сможет составить предложение в разговорной речи.
Однако, в России школьное образование пользуется некоторыми проверенными образовательными онлайн платформами, например, Учи.ру или Яндекс.учебник и главными электронными базами МЭШ и РЭШ. Почти на каждом уроке ученики работают с интерактивной доской, планшетами. Это безусловно сказывается на зрении: глаза устают, краснеют, слезятся или появляется ощущение сухости.
Наибольшая нагрузка на орган зрения приходится в начальной школе, когда дети начинают обучаться письму и чтению, а так же активно знакомятся с функциями интерактивной доски, компьютера или ноутбука для создания проектных работ. Именно поэтому учителя проводят в классе глазодвигательную гимнастику, а большинство школьников, благодаря заботливым родителям, носят очки со специальными линзами, защитное покрытие которых защищает от синего спектра и бликов экрана, что помогает сберечь глаза любимых детей.
Автор: Ю.А. Волошко. Логопед, детский нейропсихолог, учитель начальных классов.