«Лежали живым ковром в лужах крови»: журналист из России рассказал о зверствах ОМОН в РУВД Минска
Задержанный ранее при освещении событий в Белоруссии корреспондент Znak.com Никита Телиженко описал избиения в районном управлении внутренних дел в Минске и тюрьме в Жодино.
Как рассказал журналист, он был задержан вечером 10 августа в белорусской столице перед акцией протеста против итогов выборов президента страны, проведя в общей сложности «16 часов ада» в милицейских застенках.
Телиженко приехал в республику по редакционному заданию, и на протяжении суток после задержания с ним не было никакой связи. Никиту отпустили только вечером 11 августа.
Выяснилось, что журналиста доставили в московское РУВД Минска, сообщается в публикации.
«Парня передо мной специально головой о дверной косяк входа в РУВД ударили. Он закричал от боли. В ответ на это его начали бить по голове <…> Первый раз меня ударили, именно когда выводили из автозака, я просто недостаточно низко нагнулся и получил удар рукой по голове, а потом коленом в лицо», — заявляет журналист Znak.com.
Он пояснил, что в помещении люди лежали на полу, при этом новых задержанных заставляли ложиться на пол «вторым слоем».
«Люди там лежали прямо на полу живым ковром, и нам пришлось идти прямо по ним. Мне было очень неудобно, что я все-таки наступил кому-то на руку, но я совсем не видел, куда шел, потому что голова была наклонена сильно в пол. «Все на пол, лицом вниз», — орали нам. А я понимаю, что лечь некуда, кругом в лужах крови лежат люди», — пишет автор материала.
По словам Телиженко, вокруг шли «жесточайшие избиения», у некоторых задержанных могли быть сломаны кости.
«Вокруг шли жесточайшие избиения: отовсюду были слышны удары, крики, вопли. Мне показалось, что у некоторых задержанных были сломаны — у кого руки, у кого ноги, у кого позвоночник, потому что при малейшем движении они орали от боли… Милиционеры заставляли задержанных молиться, читать «Отче наш…», кто отказывался, избивали всеми подручными средствами… Ощущение было такое, что людей практически втаптывали в бетон», — описывает зверства белорусского ОМОН в стенах РУВД Телиженко.
С каждой новой партией задержанных, доставленных в РУВД, силовики бесились и зверели еще больше, добавляет Никита.
«Милиционеров искренне удивляла активность протестующих. Я слышал, как они разговаривали между собой по рации, что для подавления митингов задействованы резервные отряды. Они были в бешенстве, что люди не уходят с улиц, несмотря на то, что их бьют и бьют жестоко, люди их не боятся, они строят баррикады и оказывают сопротивление», — рассказывает он.
При этом после того, как сотрудники правоохранительных органов видели российский паспорт журналиста, удары становились не такими сильными, указано в репортаже.
«В автозаке нас снова стали укладывать штабелями, живым ковром. Нам орали: «Ваш дом — тюрьма». Те, кто лежал на полу, задыхались от тяжести тел: сверху было еще три слоя людей», — рассказал журналист о том, как его и группу белорусов этапировали в тюрьму в Жодино.
По словам Телиженко, в автозаке людей били за татуировки, за длинные волосы, при этом недовольных силовики обещали «петушить по очереди». Просьбы об остановках, чтобы сходить в туалет, игнорировались. «Нам просто предложили ходить под себя».
«Так мы и ехали в хлюпающих испражнениях. Когда нашим конвоирам становилось скучно, они заставляли петь песни, в основном гимн Белоруссии, и снимали это все на телефон», — пишет автор.
Всем задержанным силовики приказали сесть на корточки и сцепить руки в замок на голове. Менять упор на ноги разрешали лишь изредка: для этого надо было поднять руки, назвать свое ФИО, адрес проживания, место задержания.
Если охраннику из белорусского СОБР не нравилась фамилия, татуировка или внешний вид, менять ноги запрещали, за повторную просьбу избивали.
«Причем потом уже говорили, что попытка сменить позу будет приравнена к попытке к бегству — а значит, расстрел на месте», — вспоминает журналист.
В дороге ему удалось разговорить одного из охранников. Тот фактически признался, что смысл жестокости силовиков при подавлении протестов как раз в том, чтобы спровоцировать демонстрантов на насилие.
«Мы только и ждем, когда вы начнете что-то жечь на улицах. И тогда мы начнем по вам стрелять, у нас есть приказ. Была великая страна Советский Союз, и из-за таких п…в, как вы, она погибла. Потому что никто вас вовремя на место не поставил. Если вы думаете, что вы сюда свою Тихановскую внедрили, она вам мозги запудрила, то знайте, что второй Украины у вас не получится, мы не дадим, чтобы Белоруссия стала частью России», — пояснил силовик.
В тюрьме их, к удивлению журналиста уже не били.
«К нам впервые отнеслись, как к людям: принесли ведро, чтобы сходить в туалет, некоторые из нас не делали этого почти сутки, принесли полуторалитровую бутылку воды. Конечно, на 25 человек этого было мало, но все же…», — отмечает он.
Освободить Никиту Телиженко удалось только после вмешательства российского МИДа. Посол РФ лично звонил главе МИД Белоруссии, чтобы выяснить местонахождение задержанного журналиста.
Как писал Topnews, после президентских выборов в Белоруссии начались массовые акции протеста из-за несогласия с их результатами, согласно которым победу одержал Александр Лукашенко. Позже в Минск были введены части ОМОНа, внутренних войск и других силовых структур. Для подавления протестов они применили слезоточивый газ, светошумовые гранаты и резиновые пули. Сообщалось о двух погибших.
Так, в Гомеле скончался 25-летний Александр Вихор. Его задержали на митинге 10 августа, после чего отправили под административный арест. Однако после суда ему стало плохо, и его увезли в больницу, где тот умер, не приходя в сознание.