Взрыв в Бейруте: стала известна история появления селитры в порту
Причиной масштабного взрыва в столице Ливана власти страны назвали нарушение условий хранения 2750 тонн аммиачной селитры, которая была конфискована в 2014 году.
В результате мощного взрыва в Бейруте полностью уничтожен морской порт, повреждены здания аэропорта, президентского дворца и здания, где расположен офис премьер-министра. По последним данным спасательных служб Красного Креста пострадали около 4 тысяч человек, более 100 погибли. На месте взрыва и прилегающих территориях продолжается разбор завалов и поисковые мероприятия.
Груз был реквизирован с судна Rhosus, зарегистрированного в Молдавии, которое направлялось из Грузии в Африку. Сухогруз арестовали в 2013 году в порту Бейрута за нарушения правил эксплуатации. По сообщению моряков, судно принадлежало уроженцу Хабаровска, проживающему в данный момент на Кипре, Игорю Гречушкину.
Бывший капитан «Росуса» Борис Прокошев рассказал изданию «Сибирь.Реалии», как судно застряло в порту Бейрута, а моряки оказались на нем заложниками. Как оказалось, Гречушкин просто бросил всех членов экипажа, из-за чего некоторые моряки не могли попасть домой на протяжении года.
Как рассказал Прокошев, поначалу Гречушкин у него не вызвал никаких подозрений. Уже гораздо позднее он узнал, что предыдущий экипаж «Росуса» ушел из-за невыплаты зарплат, в то время как ранее говорили, что просто не хотят идти в Мозамбик из-за дальности рейса.
Он же вместе с командой напротив согласился на дальний рейс, поскольку это больше денег. О рейсе капитан рассказал, что во время первой остановки в Греции заказали продовольствие, расходные материалы в рейс. Но, когда дошло дело до получения заказа, Гречушкин отказался платить.
«Сказал, нет денег. Потом погнал нас в Бейрут, чтобы взять дополнительный груз на палубу и подзаработать. Там судно арестовали за неуплату портового сбора. Не знаю, о какой сумме шла речь. Часть команды смогла покинуть Ливан, а меня, старшего механика, третьего механика и боцмана отказались выпускать», — рассказывает капитан.
В результате, по его словам, оставшимся членам команды пришлось следить за судном и его техническим состоянием на протяжении 11-ти месяцев. Владелец же судна не предпринимал никакие попытки по их спасению, и даже не помогал финансово. Власти Ливана также «не стали платить кому-то за то, чтобы за судном следили».
«Ситуация у нас была хуже, чем у заключенных: те знают, когда они выйдут, а мы не знали. Я российский гражданин и каждый месяц писал Путину! Но получал только отписки. Российское консульство нам ничем не помогло. В итоге мы продали топливо с судна и наняли адвоката. Он через суд добился от властей Ливана нашего освобождения», — говорит капитан.
После возвращения в Россию Прокошев подал в суд на владельца судна, но по причине проживания Гречушкина на Кипре этого сделать не удалось. По сей день он должен членам команды выплатить зарплату. Причем речь идет не о маленьких суммах. К тому же Гречушкин бросил и само судно и груз вместе с ним.
«Мне он должен 60 тысяч долларов, старшему механику — 50 тысяч, третьему механику — около 20, боцману — около 10. Хотя заказчики из Мозамбика заплатили ему миллион долларов (я это знаю от предыдущего капитана «Росуса»)», — сообщил Прокошев.
Капитан добавил, что нитрат аммония с «Росуса» выгрузили на склад под ответственность министерства транспорта Ливана. Около трех лет назад судно затонуло из-за небольшой пробоины и отсутствия соответствующего технического обслуживания.
«Во вчерашнем взрыве в Бейруте власти сами виноваты. «Незачем было арестовывать это судно, от него надо было скорее избавиться!»», — заключил капитан.