Создатель российской вакцины от COVID-19 объяснил причину ее быстрого появления
В России продолжается испытание вакцины от COVID-19 на добровольцах.
Примечательно, что она появилась достаточно быстро, в отличие от других стран. Причину такой оперативности объяснил заместитель директора по научной работе НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи (НИЦЭМ) Денис Логунов. Ученый возглавляет в НИЦЭМ группу по созданию препарата.
Логунов отметил, что новая вакцина — векторная. Это означает, что берется аденовирус, который с которым все человечество сталкивается в течение жизни. Исследователи отсекают у него два отрезка генома.
«С такими модификациями он не способен размножаться в нормальных клетках человека, но может туда попасть и принести то, что вы ему скажете нести, что вы «встроите» в его геном — в нашем случае чужеродный для аденовируса, но важный для коронавируса ген, кодирующий S-белок (белок-«шип»). Аденовирус может его эффективно доставить, а через две-три недели следов вектора в организме не останется. Временная история: доставил — наработал чужеродный белок в клетках человека — получили результат», — объяснил замдиректора НИЦЭМ в беседе с «Медузой«.
По словам Логунова, подобный вид вакцин активно используется с 1990-х годов. В частности, по такому принципу была сделана вакцина от вируса Эбола, которая была зарегистрирована именно в НИЦЭМ.
Ученые работали долгое время над препаратом от вируса ближневосточного респираторного синдрома – «собрата» SARS-CoV-19 из группы бета-коронавирусов. В ней был достигнут успешный результат и, когда в России появился COVID-19, ученые уже знали, что делать.
«Это была большая работа, мы дошли до второй фазы клинических исследований. Поэтому, когда появился другой коронавирус, ближайший собрат из группы бета-коронавирусов, у нас не было никаких сомнений, что и как делать. Творческих мук не было. Копипейст в буквальном смысле», – отметил Логунов.
Работать над вакциной от COVID-19 начали в феврале.
«Идея, что мы включаемся и что-то делаем, возникла именно тогда. В январе еще никто толком не понимал, с чем мы имеем дело. В феврале я участвовал в конференции ВОЗ — тогда стало ясно, что мы имеем дело с серьезной проблемой», — вспомнил ученый.
Российские ученые из НИИ эпидемиологии и микробиологии им.Гамалеи сейчас работают над второй фазой испытаний вакцины. Их ждет еще третья, чтобы произвести регистрацию. Напомним, в первые испытания прошли на 76 добровольцами.
«Обязательно будет еще расширенное исследование (третья фаза, как это принято в международной классификации) и все наблюдения за добровольцами (и этими 76-ю, и теми, что еще только будут участвовать) будут проводиться не 42 дня — они будут проводиться полгода», — сказал исследователь.
Испытывать будут не только здоровых людей, но и тех, у кого есть проблемы со здоровьем. Именно тогда можно будет сказать, что все прошло успешно.
«Затем все равно нужно будет вакцинировать тысячу человек для того, чтобы пройти третью фазу. В этом смысле практически ничего не изменится — кроме того, что появится возможность использовать ее в чуть более широком круге людей, не только у здоровых добровольцев, но и у людей из групп риска», — пояснил Логунов.
По словам замдиректора НИЦЭМ, в конце года на базе института уже должны выпускаться миллионы вакцин от коронавируса. Исследователи находятся «на низком старте» — оборудование и расходники для производства уже заказаны.
«К концу этого года мы должны выйти на миллионы вакцин в год. От трех до пяти миллионов доз в год. Наше производство будет наращиваться в три этапа — оборудование и расходники уже заказаны», — добавил ученый.
Ранее россиянам рассказали о сроках окончания эпидемии коронавируса в стране.