Появились версии задержания журналиста Ивана Сафронова по делу о госизмене
Утром 7 июля 2020 года в Москве по подозрению в госизмене был задержан советник главы «Роскосмоса», бывший корреспондент «Коммерсанта» и «Ведомостей» Иван Сафронов.
Журналиста задержали представители ФСБ, а в «Роскосмосе» подтвердили эту информацию, отметив, что задержание не связано с текущей работой Сафронова в госкорпорации.
В доме Сафронова прошел обыск, а из его рабочего кабинета в «Роскосмосе» изъяли документы. К задержанному журналисту приехал адвокат «Правозащиты Открытки» Олег Елисеев.
По версии ФСБ, 30-летний Иван Сафронов работал на одну из спецслужб стран НАТО, занимаясь сбором и передачей сведений о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности России, составляющих государственную тайну.
Сейчас журналисту грозит до 20 лет лишения свободы. Силовики собираются ходатайствовать об аресте журналиста.
Коллеги Ивана Сафронова связывают его задержание с журналистской деятельностью. Так, источник журналистов сообщил о том, что в «Роскосмосе» у Сафронова нет допуска к гостайне. Эту информацию подтвердил также глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Глава ведомства добавил, что знал Сафронова до того, как тот стал его советником.
«Не сомневался в его высоком профессионализме и личной порядочности», — сказал Рогозин.
Еще один источник СМИ полагает, что, «скорее всего, задержание связано с публикацией по теме военно-технического сотрудничества». Известно, что больше года назад Сафронова вызывали на беседу в ФСБ, «однако речь об уголовном деле тогда не шла».
По одной версии, Сафронов мог быть задержан из-за статьи «Коммерсанта» о поставках российских истребителей Су-35 в Египет. Этот материал Сафронов написал в соавторстве с Александрой Джорджевич. Публикация вышла в свет 18 марта 2019 года, однако через некоторое время она была удалена.
В минувшем июне сообщалось о том, что «КоммерсантЪ» хотят привлечь к административной ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, но суд не стал рассматривать это дело.
Другие источники сообщают, что Сафронов несколько раз был допрошен в ФСБ, в том числе в связи с заметкой о поставках истребителей в Египет. Генеральный директор и главный редактор «Коммерсанта» Владимир Желонкин заявил, что в последнее время к «Коммерсанту» не было претензий из-за этой заметки, и в самом издании проверок нет.
Видео с камер: задержание бывшего журналиста издания «Коммерсант» и действующего советника главы Роскосмоса» Ивана Сафронова.
Сафронов выходит из дома, направляется к ожидающему его автомобилю, в этот момент к нему подбегают сотрудники ФСБ. pic.twitter.com/CukNM5Xcb1
— baza (@bazabazon) July 7, 2020
Соавтор статьи о Су-35 Александра Джорджевич отказалась комментировать задержание Сафронова.
Иван Сафронов проработал в СМИ около 10 лет, специализируясь на материалах о военно-промышленном комплексе. В 2010-2019 годах Сафронов являлся корреспондентом и спецкором «Коммерсанта».
В числе прочего, он публиковал материалы о космической промышленности, о военном и военно-техническом сотрудничестве. Также он входил в кремлевский пул, временно замещая спецкора «Коммерсанта» Андрея Колесникова.
За последний год Сафронов писал о подробностях катастрофы атомной подводной лодки «Лошарик», о тайном присвоении главе Ростеха Сергею Чемезову звания Героя России и о нештатной ситуации с устаревшей ракетой на стратегических учений «Гром-2019» с участием президента Владимира Путина, о пожаре на авианосце «Адмирал Кузнецов» и о первом крушении в истории истребителей Су-57.
Кроме того, именно Сафронов написал заметку в «Коммерсанте» о возможном уходе спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, после которой уволился весь политический отдел издания.
Известно, что отец Ивана Сафронова — Иван Сафронов-старший — служил в российской армии. В отставку он вышел 1997 году и стал работать в «Коммерсанте», освещая военную тематику.
В 2007 году мужчина погиб при невыясненных обстоятельствах. Так, сообщалось, что 24 февраля того года мужчина вернулся из командировки в ОАЭ, где проходила международная выставка вооружений. Своим коллегам он говорил, что собирается проверить там полученную им информацию о возможных новых поставках российского вооружения на Ближний Восток. По его данным, поставки должны были идти через Белоруссию, чтобы Запад не обвинил Москву в вооружении стран-изгоев, и уже из Абу-Даби Сафронов-старший по телефону отчитывался в редакцию о полученных подтверждениях, обещая написать об этом материал.
27 февраля мужчина сообщил о новой информации относительно подписания Россией и Сирией контрактов о поставке ЗРПК «Панцирь-С1», истребителей МиГ-29 и оперативно-тактических ракет «Искандер-Э». При этом он подчеркнул, что не будет писать статью по этим сведениям, так как опасался уголовного преследования за разглашение гостайны.
2 марта 2007 года Иван Сафронов-старший погиб, выпав из окна лестничной площадки в подъезде собственного дома.
5 марта того же года Таганская межрайонная прокуратура российской столицы завела дело о доведении до самоубийства. Однако уже в июне следователи не нашли никакого криминала в этом деле.
«Мне несколько лет довелось поработать в «Коммерсанте» с Иваном Сафроновым-старшим. В «Коммерсанте» его любили все — большой, добродушный, с отличным чувством юмора. Он погиб в 2007 г. Правоохранительные органы тогда назвали это самоубийством. Хотя коллеги считали, что смерть могла быть связана с профессиональной деятельностью», — вспоминает отца Ивана Сафронова редактор отдела расследований «Ведомостей» Бэла Ляув.
Как заявил бывший главный редактор газеты «Ведомости» Илья Булавинов, он не верит предъявленным Сафронову обвинениям.
«Он писал на очень чувствительные темы и понимал это, поэтому всегда был предельно осторожен и аккуратен. А уж работа на иностранную спецслужбу… Ваня никогда не был похож на идиота. Кроме того, в «Коммерсанте» он помимо прочего работал в президентском пуле. А значит, российские спецслужбы проверяли его вдоль и поперек. Как-то одно с другим не вяжется…», — цитирует Булавинова «Медуза».
Бывший главный редактор Gazeta.ru Михаил Котов отмечает, что «материалы даже из открытых источников могут попасть в «серую зону», которая интересует контрразведчиков». «Я боюсь, что Ивана могли прихватить как раз по этому поводу. Человеку, который мог смело писать в том числе про отставку Матвиенко, могли что-то припомнить, что-то найти, что-то подыскать, чтобы привлечь его в этой «серой зоне», — уверен Котов.
В свою очередь, официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил о том, что задержание Ивана Сафронова не связано с журналистской деятельностью.
«Мы знаем, во-первых, что уже сделала заявление Федеральная служба безопасности. Он обвиняется в статье по госизмене, в передаче секретных данных зарубежным разведкам. Об этом говорится в опубликованном заявлении разведки. Насколько мы осведомлены, это задержание никоим образом не связано с журналистской деятельностью, которой прежде занимался Иван Сафронов», — сказал он.
При этом пресс-секретарь Путина затруднился ответить на вопрос о том, как Иван Сафронов совершил госизмену, не имея допуска к гостайне.
«Ну послушайте, у Ивана будет возможность защищаться, иметь защиту. И в данном случае здесь не нужен никакой особый контроль… Ну было бы странно, если бы дела о гостайне и госизмене, где речь касается работы иностранных разведок у нас и контрразведывательной деятельности, осуществлялись в транспарентном режиме. Нигде они в транспарентном режиме не проводятся, только в закрытом режиме. Это абсолютно нормальная практика», — подчеркнул официальный представитель Кремля.