Ученые назвали главные показатели тяжелого течения COVID-19
Ученые уже обнаружили несколько маркеров, предсказывающих тяжелое течение COVID-19. На данный момент известно, что COVID-19 тяжелее протекает у пожилых людей, у тех, кто имеет сахарный диабет, артериальную гипертонию, ишемическую болезнь сердца и ряд других хронических заболеваний: у них развивается острый респираторный дистресс-синдром, глубокое поражение легких. А избыточная реакция иммунитета — цитокиновый шторм, добивает больного.
Повышает вероятность такого сценария, как показали врачи из Уханя (КНР) так называемый D-димер, сообщил журнал The Lancet. Его высокая концентрация «может быть ранним и полезным маркером» смерти и его надо обязательно определять у пациентов, вступающих в опасные фазы болезни. Это поможет раньше начать правильное лечение. К таким же выводам склоняются врачи из Голландии и США, изучавшие эту проблему.
D-димер образуется при распаде волокнистого белка фибрина, являющегося основой тромбов. Повышение концентрации D-димера говорит, что в организме идет усиленное и быстрое образование тромбов, перекрывающий кровоток. Чем раньше начать с ними борьбу, тем лучше будет результат лечения.
Еще один маркер тяжелого течения COVID-19 — белок ферритин, связывающий избыточное железо и тем самым играет позитивную роль. Железо нужно для переноса кислорода по организму и входит в состав гемоглобина. В эритроцитах оно связывает кислород в легких и разносит по всему организму. При его недостатке развивается анемия — кислородное голодание организма.
Но железо токсично, агрессивно к тканям, если не входит в состав гемоглобина и некоторых ферментов. Ослабить агрессию помогает ферритин. Но, когда этого белка много, он может активировать макрофаги — клетки, работающие на иммунитет. Увы, при коронавирусной инфекции они могут быть активно задействованы в процессе цитокинового шторма.
«При активации макрофаги начинают выделять цитокины. Это специальные сигнальные молекулы для переноса информации от одной клетки к другой. В небольшом количестве они безопасны для организма и помогают защищать его от вирусов и бактерий. Но, если их образуется слишком много, развивается так называемый цитокиновый шторм, который у половины пациентов, особенно в пожилом возрасте, может привести к смерти», — пояснил профессор, глава лаборатории мозаики аутоиммунитета СПбГУ и Центра аутоиммунных заболеваний им. Заблудовича в Израиле Иегуда Шенфельд.
По словам ученого, гиперферритинемия (повышенный уровень ферритина) — диагностический параметр тяжелого течения инфекций, в том числе при COVID-19.
«Наша задача — найти способ борьбы с ней», — говорит исследователь.
Избыток ферритина в крови наблюдается также при септическом шоке, антифосфолипиднои синдроме и прочих тяжелых состояниях. Он может быть повышен при наследственном гемохроматозе, хронических воспалительных заболеваниях, аутоиммунных болезнях (ревматоидный артрит, системная красная волчанка), поражениях печени, лейкозах и некоторых видах рака. В отличие от D-димера ферритин является и признаком, и причиной смертей и тяжелых состояний. Сейчас ученые ищут способ, позволяющий снизить его концентрацию в организме.