Эксперт раскрыл механизм ядерного ответа РФ: на какие удары отреагирует Москва
Президент России Владимир Путин подписал указ № 991, утвердивший новые «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».
Этот стратегический документ вступает в силу с момента подписания, заменяя предыдущий указ № 355 от 2 июня 2020 года.
В новом документе излагаются принципы ядерного сдерживания, угрозы, которые оно должно нейтрализовать, и условия возможного применения ядерного оружия.
В основе концепции лежит задача гарантированного предотвращения агрессии против России и ее союзников, что рассматривается как один из высших государственных приоритетов.
Ядерное оружие в этой стратегии остается крайним средством, применяемым только в вынужденных ситуациях.
Особое внимание уделено положениям о коллективной агрессии. Так, указ подчеркивает, что нападение на Россию или ее союзников со стороны неядерного государства при поддержке ядерной державы рассматривается как совместное нападение.
В случае применения тактических или стратегических ракет, способных угрожать российским объектам, Москва оставляет за собой право оперативного применения ядерного оружия. Это заявление особенно актуально в контексте текущей геополитической обстановки, отмечает военный обозреватель издания «Газета.ru» Михаил Ходаренок.
Указ также содержит конкретные положения о защите Союзного государства России и Белоруссии. Применение обычного оружия, создающее критическую угрозу суверенитету или территориальной целостности обеих стран, может стать основанием для ядерного ответа.
Таким образом, применение западных систем, таких как баллистические ракеты ATACMS или крылатые ракеты Storm Shadow/SCALP-EG, может расцениваться как угроза высшего уровня.
Новые «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» уточняют порядок принятия решения о применении ядерного оружия. Согласно пункту 20 документа, право на это принадлежит исключительно президенту России.
Однако популярное представление о «красной кнопке», которая якобы мгновенно запускает ядерные ракеты, не соответствует действительности.
На практике президент дает лишь сигнал на разрешение применения ядерного оружия и передает код для снятия блокировки ядерных боеголовок. Последующие действия выполняются военными расчетами, которые вводят полученные данные в системы управления оружием.
Перед запуском экипажи ракетных комплексов разблокируют боевые части с использованием специальной кодовой комбинации. Для этого они сверяют полученный код с информацией из секретных документов, хранящихся в сейфах.
Процесс запуска ядерного оружия управляется через систему «Казбек», в которую входит портативный терминал под кодовым названием «Чегет», известный как «ядерный чемоданчик». Подобные устройства есть у министра обороны и начальника Генштаба.
Согласно разным данным, для активации системы требуется подтверждение от двух или трех терминалов, что исключает единоличное принятие решения. Подобная схема действует и в США.
Документ подчеркивает, что Россия рассматривает ядерное оружие как средство сдерживания, а его применение возможно только в крайнем случае, как вынужденная мера. Страна предпринимает усилия для снижения ядерной угрозы и предотвращения эскалации международных конфликтов.
В то же время использование США и их союзниками баллистических ракет ATACMS, а также крылатых ракет Storm Shadow/SCALP-EG с большой дальностью действия может стать именно той ситуацией, которая вынудит Россию прибегнуть к крайней мере.
Ранее TopNews писал о том, что на Украине заявили о первом ударе ATACMS и Storm Shadow по Брянску.
В Минобороны РФ заявили, что ВСУ нанесли удары по территории РФ шестью ракетами ATACMS.