Поиск новых подходов к преодолению дислексии: опыт Ирины Бахшиян
На прошедшем в Москве VII форуме «Эффективное образование» были объявлены победители Всероссийского конкурса лучших кейсов и программ в сфере образовательных программ и корпоративного обучения. В категории «Образовательные проекты» в номинации «За вклад в развитие образования» победу одержала педагог-дефектолог Ирина Бахшиян со своей программой по преодолению дислексии у младших школьников с применением методов нейромоторной коррекции.
Ирина Бахшиян – педагог-дефектолог, специализирующийся в области специальной педагогики, входит в Союз дефектологов России, является постоянным членом экспертного совета образовательного фонда «Эверест» и рецензентом научного журнала «Актуальные исследования».
Свою карьеру в педагогике Ирина начинала воспитателем детей дошкольного возраста. Особый интерес, вспоминает она, у нее всегда вызывали занятия по обучению грамоте. Некоторым воспитанникам Ирины этот навык давался с трудом, что заставило ее углубиться в тему нарушений чтения и письма и со временем стать специалистом в области работы с детьми с дислексией.
Магистерская диссертация дефектолога Ирины Бахшиян была посвящена организации работы по преодолению дислексии у младших школьников с применением методов нейромоторной коррекции. В ходе написания диссертации Ирина Бахшиян разработала комплексную программу, направленную на коррекцию всего спектра нарушений, свойственных детям с дислексией, от проблем с координацией до дефицита рабочей памяти.
В отличие от сторонников традиционного подхода, ограничивающихся развитием когнитивных навыков, Ирина включила в свою программу физические упражнения, опираясь на научные данные о том, что навыки чтения и письма усваиваются глубже, когда умственная работа сопровождается двигательной активностью.
Задания и упражнения, которые разработала Ирина, основаны на мультисенсорном подходе к коррекции дислексии, при котором улучшение восприятия и обработки информации в ходе чтения и письма происходит за счет воздействия на различные сенсорные каналы. На занятиях у Ирины дети растягиваются, ползают, соревнуются в скорости выкладывания букв из счетных палочек. Через активизацию глазодвигательной функции, слухоречевого распознавания, визуального восприятия происходит стимуляция различных зон мозга. В итоге ребенок учится читать, а вдобавок у него улучшается координация и равновесие.
Программа «Организация работы по преодолению дислексии у младших школьников с применением методов нейромоторной коррекции» принесла Ирине Бахшиян высший балл при защите магистерской диссертации и показала себя эффективным инструментом в практической работе. Учителя и родители детей, с которыми занимается Ирина, отмечают не только их прогресс в учебе, но и повышение самооценки.
Ирина постоянно совершенствует и дополняет методику, проводя исследования лучших мировых практик. Методика Ирины Бахшиян также вносит значительный вклад в научные исследования в области нейропсихологии и специальной педагогики, предлагая новые подходы и методы для работы с детьми с дислексией.
Теоретическому обоснованию эффективности нейропсихологического подхода и нейрокоррекционных методик Ирина Бахшиян посвятила несколько публикаций в научных изданиях, например статью «Применение нейрокоррекционных методов для устранения зрительного дефицита в профилактике и коррекции дислексии» в журнале «Актуальные исследования» (2022).
Чтобы расширить спектр способов коррекции дислексии, применяемых в России, Ирина Бахшиян изучает и интегрирует в свою практику проверенные западные разработки. Это помогает добиться успеха за счет комплексного и персонализированного подхода к каждому ребенку, испытывающему трудности с овладением навыками чтения и письма.
Несмотря на то, что о дислексии сегодня много говорят, осведомленность людей об этом состоянии все еще невелика. Это влияет на своевременность диагностики и коррекционной работы, что для благополучного исхода имеет первоочередное значение. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, Ирина Бахшиян занимается просветительской работой, распространяя свои методики среди коллег-дефектологов, педагогов и родителей.
«Надеюсь, моя научная и просветительская работа поможет хотя бы отчасти решить проблему осведомленности и нехватки квалифицированных специалистов в области преодоления дислексии, которая сегодня существует в мире», – говорит Ирина.
Без развитых навыков чтения и письма современному человеку крайне сложно интегрироваться в общество и стать его полноценным членом. Поэтому дислексия не просто нарушение обучения, а значимая социальная проблема. Усилия Ирины Бахшиян по преодолению дислексии: исследовательская работа, создание программ коррекции, практические занятия с подопечными – направлены на то, чтобы эта проблема решалась самым быстрым, комфортным и эффективным способом.