Сакинат Новикова: Лицо клиента – не лучшее место для экспериментов
Под влиянием новых технологий, основанных на работе искусственного интеллекта, стремительно трансформируются многие сферы общества и индустрия красоты тут не исключение. Любой пользователь нейросетей сегодня может провести виртуальную примерку мейкапа, сгенерировать уникальный образы и подобрать идеальные оттенки косметики. Однако чтобы воплотить виртуальный образ в жизнь, нужно владеть реальными навыками и знаниями.
Одним из самых доступных инструментов, который способен помочь освоить искусство визажа является фейс-чарт – схема макияжа на листе бумаги. И хотя выглядит он, как раскраска для детей, фейс-чарт не только дает возможность набить руку на старте обучения, но и помогает совершенствовать технические навыки даже опытным мастерам, говорит звездный стилист-визажист, победитель профессиональных конкурсов и чемпионатов, тренер-преподаватель по визажу и парикмахерскому искусству Сакинат Новикова.
В прошлом персональный стилист Ляйсан Утяшевой и визажист федеральных телеканалов ТНТ, СТС и Fashion, сегодня она готовит селебрити к выходам на красные дорожки и по-прежнему регулярно обращается к отработке макияжа на бумаге. Мы встретились с Сакинат, чтобы узнать, как правильно работать с фейс-чартами, почему живая модель не заменит тренировок со схемой, и как постоянное обучение движет индустрию красоты.
— Сакинат, ваша карьера – мечта любого начинающего визажиста. Вы работали на показах Юдашкина, много лет были личным стилистом звезды ТНТ Ляйсан Утяшевой, а сегодня топ-стилист премиального столичного салона. Кажется, вы можете создать образ уже с закрытыми глазами, но продолжаете регулярно тренироваться на фейс-чартах. Почему?
— Несмотря на то, что выглядит фейс-чарт довольно просто – по сути это эскиз лица, я считаю его крайне эффективным инструментом работы. В профессии визажиста огромную роль играет опыт, постановка руки, отточенная техника. Фейс-чарт позволяет тренироваться хоть по нескольку раз в день – столько моделей не найдешь. Это идеальный холст для любых практик – от отработки новых техник контуринга или растушевки до знакомства с новыми продуктами, поэтому не случайно многие косметические марки создают свои собственные фейс-чарты.
Можно посмотреть, как средства себя ведут, как ложатся, смешиваются, тушуются, сочетаются с другими. Лицо клиента все-таки не лучшее поле для экспериментов, а бумага вытерпит все ошибки. В итоге такая подготовка позволяет раскрыть свой творческий потенциал, закрепить навыки и в итоге увеличить профессионализм и качество обслуживания.
— Как визажист и парикмахер вы принимали участие в создании масштабных шоу таких популярных телеканалов, как ТНТ, СТС и Муз-ТВ, работали в ледовом шоу Ильи Авербуха и на международном конкурсе молодых исполнителей музыки «Новая волна». Вас приглашали и на съемочные площадки фильмов. Какова роль фейс-чартов в подобных проектах?
— На таких площадках наша работа должна быть продумана до мелочей и просчитана до секунд. Поэтому дню съемок предшествует длительный этап подготовки. Художники, дизайнеры и режиссеры ставят нам задачи, а фейс-чарты несут организационную функцию, позволяя визуализировать то, что организаторы хотят видеть на лице участника или актера.
Мы фиксируем на схеме пожелание, предлагаем свои варианты, ищем новые техники, приемы, материалы и так рождается конечный результат. Плюс у нас есть возможность потренироваться в каких-то моментах, чтобы наработать скорость. Ну а после нам останется только перенести все на лицо максимально быстро и качественно.
— Вы дипломированный тренер-преподаватель и как специалист по обучению создали авторский курс по визажу для новичков. В него вошло методическое пособие, для которого с помощью нейросетей вы разработали уникальный фейс-чарт. Почему вам не подошли готовые схемы?
— Фейс-чарт – ключевой инструмент для освоения профессии. Он совершенно незаменим для новичков, когда нужно многому учиться и многократно повторять и совершенствовать навыки до достижения желаемого результата. Этот шаблон должен быть функциональным, удобным, давать возможность проработать разные способы коррекции формы лица и его особенностей. Поэтому было решено разработать фейсчарт самим, используя все достижения прогресса.
За основу мы взяли фотографии мужчин-моделей для мужского фейс-чарта и женские фотографии для женских, проанализировали их и составили уникальный промт для обработки и генерации изображения в нейросетях. Наверное, это было самым непростым делом, поскольку задачу нужно быть сформулировать очень четко. Получившиеся эскизы после были отрисованы вручную в компьютерной программе. Так у нас получилось абсолютно уникальное изображение, которое ранее нигде не использовалось и я уверена, что работать с ним будет комфортно.
— Вы уже опробовали ваш фейс-чарт в деле?
— Да, мне было интересно посмотреть насколько удобен он будет для работы. Несколько лет мы сотрудничаем и дружим с дизайнером Владимиром Ахапкиным, и я провела для него несколько уроков по мужскому контурингу и формированию эскиза фейс-чарта для показов. Для представителей этой профессии такой инструмент тоже полезен. С ним проще объяснять, что именно дизайнер хочет видеть на лицах моделей на показе. Тест, я считаю, прошел успешно.
— Ранее у вас уже был опыт создания обучающих программ, но в смежной сфере. Вы с успехом проводили мастер-классы по стрижкам и креативным подиумным укладкам. Почему при вашей высокой востребованности как мастера, вы уделяете столько времени созданию образовательных продуктов?
— Прежде всего я вижу потребность в таких знаниях. Первый мастер-класс меня попросили провести, и я готовила его не совсем по личной инициативе. Я понимаю, почему к нему был большой интерес – на большинстве курсов нет цели подготовить специалиста ко всему разнообразию задач, которые перед нами встают. Дается база, а потом, если хочется расти, нужно постоянно учится самостоятельно. Качественных предложений на образовательном рынке не так много. Тоже касается курсов по визажу. Я вижу их наполнение несколько иначе, и поскольку у меня есть возможность и желание поделится своим опытом, я решила это сделать. Мне нравится преподавать, рассказывать о тонкостях профессии, расширять границы, дарить мастерам уверенность и смелость, поднимать планку собственных ожиданий и целей. Мне кажется, сейчас есть дефицит высококлассных мастеров и нужно это менять.
— В этом году ваш креативный подход в работе был высоко оценен авторитетным жюри Национальной бизнес-премии «Креативные индустрии 2024», присудившим вам победу в номинации «Парикмахер года». Что помогает вам добиваться успеха во всех сферах вашей деятельности – как преподавателя, стилиста-визажиста, парикмахера, – и в чем вы черпаете вдохновение и силы для ваших проектов?
— Мне очень нравится моя работа. Я люблю создавать креативные образы, изучать новые техники. Я работала по 14 часов просто вдохновляясь процессом и всегда старалась освоить все, что было доступно в индустрии красоты – нейл-арт, наращивание ресниц, работа по оформлению бровей, стрижки, окрашивание. Думаю, многим звездам и вип-персонам поэтому и нравилось сотрудничать со мной. Чем больше специалист знает, тем шире его возможности, там более объемно он видит образ, тем легче ему создавать свежие решения. И это касается отношения к профессии в целом, помогает видеть новые возможности, находить интересные проекты, создавать необычные техники.
Мне никогда ничего не мешало ни работать, ни повышать мастерство. Даже рождение детей гармонично вписалось в рабочий график, и я не выпала из привычной жизни. Я бы, конечно, хотела зажигать вот такую страсть и в начинающих мастерах. И надеюсь, это у меня получится.