25 сентября 2006, 13:41 | Автор: Иван Рутов

Как нас обманывают в столичных ресторанах

Как нас обманывают в столичных ресторанах
фото:

Владелица частного кафе открывает секреты нечистых на руку официантов и барменов...

 


Вряд ли коллеги по кухне будут благодарны нашему консультанту Галине Иевлевой за ее откровенность. Но Галина — тот редкий представитель, работающий в малом бизнесе, которому репутация его предприятия дороже полученной с простаков сверхприбыли. Сейчас Иевлева — владелица небольшого частного кафе. А когда-то работала официанткой — схему обмана изучила изнутри. И рассказала об этом читателям «Комсомолки».


 


ДЕНЬГИ ИЗО ЛЬДА


 


Самый распространенный способ — недолив и недовес. В первую очередь в баре. Помощник в этом — обыкновенный лед.


 


— Всегда смотрите, значится ли в ингредиентах лед, — советует Галина, —  если нет, то приносить  его должны либо в отдельной посуде, либо наливать напитки в стаканы большего объема. Например, хотите напиток со льдом. В меню указан объем порции — 200 мл. Тогда напиток должны принести в бокале объемом 300 мл. Иначе реальный недолив на каждой порции составит порядка 80 мл. Фактически вы платите за 200, а получаете 100 — 120 мл. Почти в два раза  меньше.


 


В отличие от «копеечных» соков коктейли, в рецептуре которых значится лед, помогают барменам неплохо подзаработать.


 


— Открывая свое кафе, я столкнулась с непривычными жалобами, — рассказывает Галина. — Посетители жаловались, что коктейли… слишком крепкие! А ведь мы готовим их по классическому рецепту! Вывод: средний московский потребитель привык в совершенно нетрадиционным пропорциям алкоголя в коктейлях. К разбавленным, что ли…


 


Из этого можно сделать вывод: обманывают почти во всех барах!


 


Выход:


 


1) заказывайте коктейли, которые готовятся у стола клиента (например, многие миксы на основе самбуки);


 


2) выбирайте места у барной стойки — не многие рискнут «химичить» на глазах у клиента.


 


НАЖИТЬСЯ НА ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЫХ


 


Второе золотое дно — банкеты. Здесь прибыль получают натурпродуктом — до 50% того, что должно было появиться на столах, уходит в домашние холодильники персонала.


 


Самые распространенные способы:


 


Салаты складывают в один большой салатник. Определить, сколько там порций: 9 или 6, не под силу даже опытному повару.


 


Выход: попросить все банкетные блюда разложить по тарелкам. Там недовес в 30 — 50 граммов с порции очень хорошо заметен.


 


Напитки разливают по штофам. Красиво, но непрактично. В каждый кувшин или штоф можно недолить по 70 — 150 мл. Кувшинов таких на столах — десятки. В итоге с одной свадьбы персонал может обеспечить себя алкоголем к новогоднему застолью.


 


Выход: за пару часов до банкета отправить в ресторан «контролировать процесс» какого-нибудь дотошного родственника. И при заказе предупредить сотрудников, что до начала  застолья все пересчитаете. Это сдерживает от соблазнов.


 


ПЕТРУШКА «СЕКОНД-ХЭНД»


 


Недавно появился новый способ обмана. Простой и вульгарный.


 


— Взяли посудомойщицу, — рассказывает Галина Иевлева, — она в первый же день попросила пакетики. Моя посуду, откладывала в сторону нетронутую зелень, овощи, остатки нарезок и фасовала это по пакетам. Овощи потом перемывала. Мы переглядывались. Думали, домой это понесет — чужая бедность не осуждается. А она в конце смены убирает все в холодильник и дает отчет: сколько всего осталось. В ресторане, где она работала ранее, все это пускалось на  новые заказы! Неделю я хмурила брови, когда она прибегала с очередной тарелкой и спрашивала, показывая на остатки: и это тоже выбрасывать? Ее напарница, взятая позже, делала то же самое!


 


ЭТО НОВЫЙ РЕЦЕПТ!


 


— Взяли повара, — вспоминает Иевлева, — он в возрасте. Вышел в первый день, посмотрел на продукты и давай меня, молодую и глупую, уму-разуму учить. Первым делом предложил заменить в чиз-кейках дорогой сыр москорпоне на банальный сырок «Дружба». Мол, клиенту все равно, а нам тройная выгода. Потом были попытки заменить оливковое масло подсолнечным, парное мясо на замороженное.


 


Распознать обман могут только самые изысканные гурманы. Выход, пожалуй, единственный: если хотите попробовать настоящие блюда той или иной страны, то выбирайте места, популярные у тех, для кого кухня ресторана — родная. Например, итальянцы, долго живущие в России, методом проб и ошибок выбирают-таки местечки, где подают настоящую итальянскую пиццу и пасту. И уж они точно отличат настоящий чиз-кейк от гадости, приготовленной на сырке «Дружба». 


 


ДЕБЕТ С КРЕДИТОМ


 


Официанты часто обманывают и с чеками.


 


По правилам сперва приносится так называемый «пречек». Его могут выписать от руки либо отпечатать на принтере.


 


Это чек не фискальный, то есть неподотчетный. По сути, просто бумажка, информирующая вас о ваших расходах.


 


Проверяете счет, если порядок — даете деньги.


 


По правилам, кассовый (уже подотчетный) чек не может быть выбит, пока нет денег. Этот чек — на нем есть ИНН, номер кассы, реквизиты предприятия — вам и приносят со сдачей.


 


Так вот: не поленитесь и перепроверьте цифры в нем!


 


Возможные махинации:


 


расчет «в объяву» — сумму счета называют устно, а потом приносят чек с итоговой суммой. Стопроцентный обман! А раз обманывают со счетом, обманули где-то и в заказе;


 


со сдачей приносят тот же чек, что и в первый раз — там нет реквизитов, после вашего ухода чек перебьют, разницу положат в карман, а чтобы не заметил хозяин, впишут ваш салат или пирожное какой-нибудь пьяной компании;


 


не приносят фискальный чек, аргументируя, что вы «дали без сдачи» — чек все равно обязаны принести.


 


КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?


 


Департамент потребительского рынка и услуг Москвы


 


«Горячая линия» — (495) 781-74-38, работает ежедневно с 10.00 до 12.00, с 13.00 до 16.00, кроме субботы и воскресенья.


 


Московское общество защиты прав потребителей — (495) 925-49-59, 925-43-23, 923-14-86.


 


КСТАТИ


Три мифа о надувательстве клиента


 


Миф первый: во всех ресторанах подают разбавленное пиво.


 


На самом деле


 


Это тяжело технически. К пивной установке должен быть подключен дополнительный шланг с водой — этого не сделать без ведома директора и техника обслуживающей компании. Если поделить навар на всех — выйдут копейки. Проще незаметно налить вместо дорогого пива дешевое. Разницу редко замечают. Такая же история и с водкой — особенно когда клиент уже «тепленький».


 


Миф второй: в кафе мне постоянно недокладывают мороженое. Вместо стограммовых шариков кладут шарики весом в 80 или 60 граммов. Ведь заменить мерные ложечки несложно.


 


На самом деле


 


Мороженое для вечерней продажи заказывают обычно днем, и персонал предпочитает не рисковать. Блюдо легко взвесить — а под видом покупателей могут прийти проверяющие. Выгоднее недолить вечером виски или коньяк — там навар доходит до 100 рублей с порции.


 


Миф третий: часто вместо «элитного» зеленого чая мне в ресторане приносят чай из ближайшего ларька.


 


На самом деле


 


На такой обман опытные официанты идут крайне редко. Дорогой чай всегда заказывают разбирающиеся в нем люди, а уж они способны отличить «сено» от хорошего чая. И в случае обмана скандала с клиентом не миновать!

Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела