Как успешно управлять продуктами в условиях быстро меняющегося рынка: мнение эксперта Муромцева
— Ярослав, как долго вы работаете в сфере управления продуктами?
— Довольно долго, около 8 лет. За это время я управлял продуктами разного масштаба и сложности и каждый новый кейс приносил мне ценный опыт и знания.
— Как вы пришли в эту профессию?
— Началось все еще в студенческие годы, тогда я занимался своими собственными продуктами. Один из них был связан с разработкой платформы, которая в свое время стала крупнейшей в России и СНГ. Эта площадка предназначалась для продажи сообществ в соцсетях. Мы предоставляли пользователям возможность развивать свои паблики и зарабатывать на рекламе. Я выполнял роль продуктового менеджера, полностью развивая продукт от сообщества в VK до полноценного веб-сайта. Это был, пожалуй, мой первый серьезный успех — мы смогли значительно увеличить максимальную сумму сделки, приведя ее с $25 тыс до $1 млн.
Позже я запустил еще один кейс, связанный с социальными медиа: его суть состояла в том, чтобы предприниматели получали возможность объединяться и помогать друг другу в развитии их аккаунтов. Я создал платформу, где пользователи могли давать друг другу задания, например, оставить комментарий под определенным постом или сделать репост. Это позволило владельцам бизнеса получать более живые и активные профили в социальных сетях. Я занимался проектом самостоятельно — разрабатывал стратегии продаж для этого сервиса, курировал маркетинговые активности и обеспечивал продвижение.
— И каковы результаты вашей работы?
В результате моих усилий средняя ежемесячная выручка проекта за 2020 год увеличилась в 26 раз, а количество активных пользователей выросло на 350%. Я также увеличил среднюю выручку в 3 раза и благодаря воронке продаж добился возврата клиентов на 70%. В целом мои проекты показали значительный рост, причем в кратчайшие сроки. Тогда я понял, что мне интересно и дальше развиваться в этом направлении, я прошел дополнительное обучение и решил заняться более серьезными кейсами — так я оказался в банке.
— Почему вы решили отойти от самостоятельного бизнеса и уйти в найм?
— Это хороший опыт. Мне было интересно попробовать себя в другой среде и получить навыки корпоративной работы. Я увидел в этом отличную возможность для личного и профессионального развития, а также для расширения своих знаний и навыков в области управления проектами. К тому же, крупная компания дает возможности и ресурсы для работы над крупными продуктами, поэтому и возможностей для самореализации больше.
— Над какими продуктами вы работали в Альфа-Банке?
— Я работал над несколькими продуктами. Одним из них была интеграция с партнерскими МФО, которая позволила значительно увеличить количество выданных кредитных карт. Кстати, за этот проект я получил премию Alfa Awards в 2022 году. Еще одной моей задачей увеличение конверсии при заполнении заявок на кредитные карты, я внедрил ряд инновационных подходов — к примеру, разработал более короткую и удобную кредитную анкету для клиентов. Также я реализовал функционал сохранения черновиков заявок, что позволило пользователям продолжить заполнение анкеты в любое удобное время, а также предоставили различные способы их восстановления. Это привело к увеличению возврата пользователей на 30% за первую неделю.
— Впечатляющий результат. Как вам удалось добиться таких показателей?
— Создание новой кредитной анкеты было частью стратегии по упрощению процесса оформления кредитных карт. Под моим руководством команда проанализировала существующие алгоритмы, выявила проблемные моменты, требующие работы. Затем мы разработали новую анкету, сосредоточившись на максимальном упрощении ее заполнения. Новая анкета стала самой короткой на рынке СНГ, интуитивно понятной и удобной для заполнения, что и привело к значительному повышению конверсии. К тому же, благодаря оптимизации мы смогли, мы смогли сократить время оформления кредитной карты и, тем самым, повысили удовлетворенность клиентов.
— С какими сложностями вы сталкиваетесь при управлении продуктом и какие стратегии вы используете для их преодоления?
— Сложности могут быть совершенно разными: от изменения потребностей пользователей до конкуренции, технических ограничениях, неопределенности в требованиях и множестве других. Для их решения мы постоянно собираем и анализируем обратную связь от пользователей, конкурентов и рынок в целом, чтобы максимально быстро адаптироваться к изменениям, задавать свои тренды и не отставать от внешних требований. Используем гибкие методологии, таких как Agile — это помогает быстро реагировать на изменения. Также детально разрабатываем стратегию, оцениваем возможные последствия и расставляем приоритеты.
— Как вы обеспечиваете эффективное взаимодействие с командой при работе над проектами?
— Сейчас я руковожу тремя командами. Я ценю вклад каждого из них в общее дело. Целеустремленность, опыт и инновационное мышление всех моих коллег приводят к фантастическим результатам. Я всегда стараюсь поддерживать открытую и доверительную обстановку в коллективе. Это помогает всем чувствовать себя комфортно и свободно высказывать свои идеи и предложения. Кроме того, я поощряю активный обмен знаниями и опытом, создавая условия для обучения и развития, а также стараюсь оказывать поддержку в решении возникающих проблем.
— Как вы видите будущее продуктового менеджмента и его эволюцию в ближайшие годы?
— Я ожидаю дальнейшего развития гибких методологий управления продуктами. Будет усиливаться автоматизация процессов с помощью IT-технологий. Искусственный интеллект и машинное обучение помогут автоматизировать процессы, сэкономить время на выполнении задач, сделать работу более эффективно. Big data поможет улучшить процессы принятия решений и предоставит более полную и точную аналитику, основанную на больших объемах данных. Еще недавно было сложно подумать о работе с такими объемами данных, а сейчас они помогают принимать более взвешенные решения.
— Какие вызовы, на ваш взгляд, могут возникнуть в продакт-менеджменте в ближайшие годы?
— Как мне видится, одним из основных вызовов станет необходимость управления продуктами в условиях стремительного изменения технологической среды и рыночной конкуренции. Не секрет, что новые технологии и методы работы появляются каждый год, и важно успевать не только следить за ними, но и адаптироваться к ним, интегрировать эти инновации в свою работу. Это потребует от менеджеров постоянного обучения и саморазвития, умения быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Появление новых цифровых решений также связано с рисками безопасности и необходимостью их интеграции. Для успешного управления продуктами уже сейчас необходимо обладать глубокими знаниями в различных областях информационных технологий и уметь анализировать и прогнозировать возможные риски и проблемы, разрабатывать стратегии их решения и предотвращения.
— Как вы считаете, какие личные качества помогут вам и другим специалистам вашей сферы справиться с этими препятствиями?
— Если говорить обо мне, то мне помогают целеустремленность и желание учиться новому. Я считаю, что продакт-менеджеру необходимо получить профильное образование, чтобы лучше понимать особенности управления продуктами и иметь более полное представление о методологиях управления. Конечно, не обойтись без стратегического мышления, аналитических способностей и некоторой педантичности. Ошибки могут стоить очень дорого, нужно уметь планировать и анализировать ситуацию, предвидеть возможные проблемы и все тщательно проверять. Ну и давайте добавим сюда оптимизм и немного азарта, чтобы было желание каждый раз доказывать, что можно сделать еще лучше, чем было.