«Кристалл» спас у6икальную водочную коллекцию
Теперь любой желающий может спокойно полюбоваться любым из 40 тысяч экспонатов уникального собрания. Открытие музея запланировано на конец сентября.
15 лет собирал Александр Никишин все, связанное с историей производства и продвижения в России различных водочных марок. В итоге получилось более 40 тысяч экспонатов. Сколько стоит коллекция, неизвестно. Эксперты оценивают ее в 5 млн. долларов. Сам Никишин считает, что она бесценна. Оно и понятно. Столь внушительного количества исторических вещей на алкогольную тему нет больше ни у кого в России и, возможно, в мире. Среди прочих удивительных экспонатов в коллекции находятся водки дореволюционных винокурен, стеклянные и керамические бутылки разных веков. «Портретные» штофы: великая княгиня Ольга, генерал Скобелев, Александр Пушкин, Иван Тургенев. Посуда, принадлежавшая царской фамилии. Милицейская фуражка — часть униформы работников вытрезвителей (эта униформа была вскорости отменена, когда стали случаться нападения клиентов вытрезвителей на их работников). Даже журнал «Трезвость и культура» от 1988 года — в своем роде жемчужина коллекции Никишина. И это тоже часть нашей жизни.
Однако никого, кроме самого Никишина, судьба коллекции не интересовала. Куда бы ни обращался коллекционер за поддержкой, везде получал либо отказ, либо какое-либо неконструктивное предложение. А нужно-то было всего-навсего — найти нормальное помещение, которое бы вместило эти десятки тысяч достопримечательностей. Но недвижимостью поделиться готовы были только за деньги, которых у историка, постоянно пополняющего свою коллекцию, не было.
Дошло до того, что Никишин собирался продать экспонаты за рубеж. Соответствующее предложение от одного из американских бизнесменов русского происхождения историк получил в ноябре прошлого года.
«Я много раз говорил о том, что в России нет настоящего музея русской водки. Те, что есть, — не музеи, а просто выставки, которые организуются для утехи публики, а не занимаются серьезной работой по изучению русского феномена «водка».
Музей виски содержат 20 шотландских винокурен, и этот музей является гордостью Шотландии, да и всего Объединенного Королевства. И виски пользуется уважением в мире. У нас с водкой все иначе», — рассуждал Никишин в то время, когда над его музеем еще висела угроза фактического изгнания из страны.
Однако в конце концов коллекцию удалось сохранить, что называется, «на флажке». С предложением о размещении коллекции выступил самый крупный завод ликеро-водочной отрасли — московский «Кристалл».
Предприятие безвозмездно предоставило часть своих площадей музею Александра Никишина. Шаг предприятия понятен: в этом году оно отмечает 105-летие, а юбилей без подарка проводить нехорошо. Да и слишком многое связывает развитие отечественной водки со становлением винокурения в столице.
Примечательно, что музей получил прописку в историческом здании «Кристалла» на Самокатной улице. В том самом, где начинался «Московский казенный винный склад N 1» (так в начале века назывался завод). Оно по сей день сохраняет свой первозданный облик.
Сам завод был открыт и по тогдашней традиции освящен 24 июня 1901 года. А выпуск горячительного начался в сентябре. Произошло это примерно через 5 лет после установления в России государственной монополии на производство и продажу спиртных напитков.
Сначала на нем выпускалось только три вида водки — «Простая», «Улучшенная» и «Боярская». Впоследствии завод расширил ассортимент до «Московской особенной», «Хлебного вина», «Столового вина» и еще нескольких марок. Для справки: сейчас здесь выпускаются «Путинка», «Старая Москва», «Кристальная», «Золотое кольцо», «Посольская», «Праздничная».
С самого первого года работы предприятия успех у публики был огромным, даже пришлось наращивать мощности «склада» — с 600 тысяч ведер в год до 2 миллионов 100 тысяч ведер. С тех пор «Кристалл» утвердил за собой большие масштабы производства.
Но как бы ни любили граждане алкоголь, история вносила свои коррективы. В 1914 году царское правительство, а затем и советская власть устанавливали «сухой закон» и резко ограничивали деятельность завода. Со временем, однако, все же возобновили производство водки. Первой «красной» маркой стала легендарная «рыковка», по фамилии главы правительства Рыкова. В Великую Отечественную завод производил сухой спирт, также его линии использовались для разлива «коктейля Молотова», чтобы было чем «угостить» фашистов. В 1953 году талантливые технологи предприятия разработали рецептуру завоевавшей весь мир «Столичной». Так где, как не в Москве, не на «Кристалле», открывать выставку достижений русской водки?
«Все эти предметы имеют свою судьбу. Они выполнили свои функции, участвовали в застольях и должны были погибнуть, но они выжили, чтобы показать, что было в России», — заявил Никишин после заключения соглашения с «Кристаллом». О планах на будущее Никишин говорит кратко: «Будем совместно с «Кристаллом» расширять коллекцию, посвященную национальному русскому напитку».
Как видите, пройти мимо этого музея невозможно. И не только потому, что побывать в нем — значит интересно провести несколько часов. Но еще и потому, что история водки — это и часть истории России. А ее мы знать обязаны.