12 сентября 2006, 14:06 | Автор: Иван Рутов

Великий реквизитор

Великий реквизитор
фото:
Вместо коньяка — чай, вместо вина — сок, вместо шампанского — газировка «Буратино». Это не новая антиалкогольная диета, а киношные заморочки.

Главное, чтобы с экрана по-настоящему смотрелось, а зритель — он все «хавает». Для того чтобы снять как в жизни, нужно сделать не по-настоящему, а просто похоже. И немало тонкостей — например, мелкая клетка и полоска не должны попадать в кадр: будет плохо смотреться. Есть и человек специальный на съемочной площадке, который за подобные детали отвечает, — реквизитор называется.


Идешь себе по длинным коридорам бывшего завода, производящего шарикоподшипники, и представить не можешь, что вместо цехов сейчас огромные павильоны — кузница фабрики грез (компании «АМЕДИА»). Рядом с павильоном, где непосредственно проходят съемки «Кто в доме хозяин?», располагается небольшая реквизиторская. Компьютер, два сидячих места (с реквизитом работают пять сотрудников) и доверху набитые стеллажи. Чем набитые? Не банками с соленьями, хотя и они здесь тоже есть, вдруг для съемок понадобятся. Всевозможные бинокли, губки для мытья посуды, бутафорские деньги, коробки из-под пиццы и прочее. Такие горы богатств мало просто накопить, их еще и охранять необходимо и по надобности выдавать на площадку для съемок. Занятие непростое и очень ответственное. Недаром требуются ассистенты художника по реквизиту с личными качествами: умением работать в команде, стрессоустойчивостью, обязательностью, способностью быстро реагировать, гибкостью мышления.


Вот и художник по реквизиту Елена Грахова проявляет быструю реакцию. Два года назад Елену на съемочную площадку привела знакомая. Это был четвертый день съемок «Моей прекрасной няни». Пришлось засучить рукава и работать три недели без выходных с десяти утра до часу ночи.


Шпильки в работе


 — Кино изменило мой облик в прямом смысле этого слова. Пришлось поменять шпильки на более удобную обувь. Технология съемок русских сериалов — это американский аналог. За полтора-два дня снимается новая серия, что предполагает определенные условия работы. Иногда финальный вариант сценария дают вечером, а иногда — с утра перед съемками. До того, как режиссер скажет «Мотор!», все должно быть готово, — рассказывает Елена.


Ее коллега, слушая наш разговор, методично нарезает морковь на дольки. Поймав мой вопросительный взгляд, объясняет: «Для сцены с детьми из «Непосед» надо».


— Механизм прост, — продолжает Елена, — находишь товар, выписываешь деньги и идешь покупать в магазин. Но это проблематично. Допустим, требуется для репетиции, съемок и дублей пять одинаковых ваз, чтобы их бить, а в магазине только две, в другом магазине — еще три, но рисунок немного отличается. Поэтому мы теперь сотрудничаем с фирмами-производителями. На складе можно найти много интересных предметов, которые даже не доходят до потребителя. Такие вещи для съемок можно считать эксклюзивными. Еще одно непременное условие — дешевизна товара. Как вы понимаете, на реквизиторе лежит большая ответственность: найти в срок нужную вещь, да еще и за приемлемую цену. Иногда вещи для съемок приносишь из дома (например, фотоальбом) или берешь у друзей. Недавно снимали серию в комнате пионерского лагеря, а я накануне заходила в администрацию завода шарикоподшипников, это поблизости, и увидела там огромный бюст Ленина. Выпросила. Бюст пригодился. Так и находим вещи, некоторые сами делаем. У нас уже целая коллекция этикеток, журналов, авиабилетов собственного производства. Реклама в кадре (продакт-плейсмент) не нужна, за нее платить нужно. Наши этикетки очень похожи на настоящие, но придраться не к чему.


Съедобный реквизит


— Что касается съедобного реквизита, то он испортиться не успевает, команда-то большая, — улыбается Елена. — Недавно вечером притащила домой банок десять консервов и говорю: «Это все срочно съесть надо, мне пустые банки к утру нужны». В итоге наварили целую кастрюлю ухи и тазик салата сделали. Неделю после этого ничего не готовили.


С едой много всяких историй связано. Седьмого марта режиссер говорит: «Найдите мне сорок тортов». Скоро эту серию «Няни» будут показывать в новом сезоне. Мы по магазинам, там после обеда и пару-то трудно было найти, праздник все-таки. Нашли одну фирму, которая за ночь выпекла нам сорок тортов.


За два года моей работы у нас ни разу не возникало ситуации, чтобы съемки откладывались или отменялись из-за того, что нет необходимого реквизита для сцены.


«Тихо, идет съемка!»


— Если хотите, можно прогуляться на съемочную площадку, посмотреть, — предлагает Елена, — мой помощник Паша вас проводит.


Над павильоном погасла табличка «Тихо, идет съемка!». Значит, можно войти. Огромное пространство со множеством декораций, некоторые, как складные кукольные домики, лежат в углу и дожидаются своей очереди. Другие уже стоят на посту в полной готовности. Каждый занят своим делом: актеры в перерыве повторяют текст, режиссер обдумывает следующую сцену, суетятся гримеры, рядом с камерами операторы отдыхают на стульях, ходит высокий молодой парнишка лет восемнадцати, в черных перчатках, и поправляет кабели от камер — это его работа.


За спиной режиссера — несколько свободных стульев для лиц заинтересованных. Вдруг возникает интересный персонаж, представившийся вторым режиссером, и еле слышно говорит: «Вы вообще в первый раз на съемках? Знаете, что у режиссера есть своя аура и к нему ближе, чем на метр, сидеть нельзя!»… И тут же исчезает, а в другом углу уже слышится: «Внимание, генеральная репетиция, тишина!». И сцена идеальной жизни Никиты Воронина, Дарьи Пироговой и их детей («Кто в доме хозяин?») отражается на экране.


Тарелки для битья


В реквизиторской продолжаем разговор про приметы и традиции на площадке. Елена рассказывает: «Когда запускается новый проект, есть традиция: берем тарелку, и все члены съемочной группы расписываются на ней, а потом бьем, и каждый себе по осколку на удачный старт забирает. Примета: нельзя на площадке семечки щелкать — это портит общий настрой, режиссер будет сильно раздражаться. У реквизиторов пока своих примет и традиций нет, надо придумать что-нибудь».


«Черный ящик» и скафандр для «Няни»



— Какую самую необычную вещь приходилось находить для съемок?
— Есть у меня пара запоминающихся серий из «Прекрасной няни». В одной нам поставили задачу найти ящик, который фокусники используют для распиливания девушек. Долгие поиски выявили, что «ящик» давно никто не использует. В самый последний момент нашелся, наверное, единственный юноша в Москве, который в своей программе распиливает ассистентку именно таким образом. К нашему удивлению, он согласился предоставить реквизит совершенно бесплатно. Но еще больше мы удивились, когда фокусник на съемках этой серии, встретив нашего режиссера, оказался его давним приятелем. Мы ломали голову, как найти этот злополучный «ящик», а это было, оказывается, так просто.
       Или вот, например, в одной из серий няня Вика в мечтах летала в космосе. Сценаристы придумывают, а мы делаем. Костюм космонавта, значит, костюм космонавта. До ЦУПа мы, конечно, не дошли, но до Музея космонавтики на ВДНХ добрались. Там дали напрокат скафандр.
       Есть закономерность: плохой реквизит — плохая картинка — плохая история. Наша работа — сделать историю визуально прекрасной, ведь предметы, как и актеры, тоже играют свои роли.
       

P.S. В фильме «Бриллиантовая рука» Семен Семеныч в магазине рассматривает Пегаса («А у вас нет такого же, но без крыльев?»). Под тяжестью точно такого же изнывает герой А. Мягкова в «Служебном романе», в эпизоде с «лошадью». Реквизит… Кроме того, внимательные зрители «откопали» Пегаса в интерьере квартиры композитора в фильме «Ширли-Мырли».


 

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела