Эксперт по маркетингу, Мария Яранцева: «Специалистам в сфере маркетинга предстоит преодолеть ряд вызовов»
Лидеры индустрии, выступившие на Национальном рекламном форуме, обозначили оптимистичный прогноз для рынка рекламы, в том числе за счет экспансии в сегменте электронной коммерции (e-com). Данные исследования рынка в 2023 году отражают тенденцию активной интеграции новых цифровых форматов, где особенно выделяется применение искусственного интеллекта и работы с большими данными. Отмечается рост предпочтений в пользу видеоконтента, а также инновационное использование игровых механик в сочетании с голосовыми помощниками и чат-ботами, что подтверждается увеличением их применения на 27% по сравнению с предыдущим годом.
Как это работает на практике, мы спросили у Управляющего партнера агентства цифрового маркетинга и признанного эксперта в сфере маркетинга и рекламы.
— Мария, вы уже более 14 лет в индустрии и ваш опыт охватывает широчайший спектр дисциплин в различных направлениях маркетинга, какие ключевые трансформации клиентского профиля вы бы выделили, произошедшие с начала вашей карьеры до настоящего времени?
— Потребительские предпочтения значительно изменились за последние годы, преимущественно благодаря росту интернет-технологий и переходу на цифровое общение. В 2008 году компании в основном обращались к покупателям через обычные СМИ, такие как телевидение и печатные издания, стремясь охватить как можно больше людей. Сегодня же люди ожидают более индивидуального подхода и предпочитают общаться с брендами через разные каналы, включая интернет и социальные сети.
Мой портфель клиентов демонстрирует эту трансформацию: вплоть до 2020 года он преимущественно насчитывал компании из сегмента FMCG, применяющие традиционные маркетинговые инструменты с элементами мультиканальных маркетинговых стратегий. В последующие годы мой фокус сместился к лидирующим российским интернет-сервисам и телекоммуникационным гигантам, которые во главу угла ставят инновационные цифровые подходы и активно эксплуатируют новейшие технологии в своих маркетинговых кампаниях.
— Как отражение глобальных экономических тенденций, прошедшие 2 года стали свидетелем ухода многих международных компаний с российского рынка. Как эти события повлияли на ваш бизнес, и какие стратегии вы применили для адаптации?
— Когда меня впервые пригласили в ASAP Digital, моя миссия заключалась в разработке и реализации структуры маркетингового подразделения и улучшении клиентского сервиса. Однако, в ходе сотрудничества, стало очевидно, что мои профессиональные навыки могут быть использованы более эффективно, и я стала Управляющим партнером.
Этот карьерный рост совпал с периодом, когда большая часть наших клиентов заморозила свои маркетинговые кампании в 2022 году в ответ на экономические потрясения. Несмотря на эти вызовы, мне удалось не только сохранить стабильность в агентстве, но и обеспечить рост оборотов по сравнению с 2021 годом.
В 2023 году наша стратегия была сосредоточена на оптимизации процессов с акцентом на цифровые платформы, что привело к открытию нового офиса в Казахстане. Это стратегическое расширение позволило нам не только укрепить позиции на локальном рынке, но и привлечь международных клиентов, что в итоге показало рост прибыли почти в 2 раза.
— Какие достижения или вклад в цифровой маркетинг послужили основанием для того, чтобы вас выбрали в качестве члена жюри конкурса «Digital Excellence Awards 2023» в фармацевтической сфере?
— Мое включение в состав жюри является отражением моего долгосрочного вклада в цифровой маркетинг, где я инициировала и успешно завершила ряд прорывных проектов в сфере фармацевтики. Это признание также подкреплено моим статусом активного члена Гильдии маркетологов, престижной организации, где членство является знаком высокой оценки достижений в индустрии со стороны ведущих профессионалов отрасли.
— Какие основные трудности предстоит преодолеть специалистам в области маркетинга в ближайшей перспективе и какие инструменты, по вашему мнению, окажутся наиболее ценными в их арсенале?
— Специалистам в сфере маркетинга предстоит преодолеть ряд вызовов, в числе которых — адаптация к постоянно изменяющимся алгоритмам поисковых систем, повышение требований к персонализации контента и увеличение важности данных для принятия решений. В условиях ожесточающейся конкуренции и сокращения бюджетов, маркетологам необходимо будет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Наибольшую ценность приобретают инструменты аналитики больших данных, автоматизации маркетинговых процессов и AI-решения для глубокого понимания потребительского поведения. Использование этих инструментов позволит специалистам не только точнее сегментировать аудиторию, но и значительно повысить ROI маркетинговых кампаний.
— Как вы, будучи ведущим маркетологом, адаптируетесь к непрерывно меняющимся условиям рынка?
— На мой взгляд, чтобы держаться в курсе изменений на рынке, нужно постоянно учиться: ходить на профессиональные мероприятия и заниматься самообразованием. В январе этого года я планирую начать курс по цифровому маркетингу в Стэнфордском Университете.