5 принципов успешной карьеры финансиста от Карины Буйленко
Подсчеты FinExecutive развенчали расхожий миф о том, что экономисты и менеджеры, работающие в сфере финансов, зарабатывают баснословные суммы, Согласно исследованию рекрутингового портала, более 79% специалистов и стажеров финансовых компаний зарабатывают менее 50 000 рублей в месяц. Также опрос выявил рост разницы между бонусами, которые получают топовые специалисты и рядовые сотрудники.
Коротко, ситуацию можно описать так: рынку нужны специалисты этого профиля, но только высокого класса. Как стать таким специалистом — рассказала Карина Буйленко, финансовый директор в группе страховых компаний УРАЛСИБ (ныне «Инлайф страхование» и «Инлайф страхование жизни»). Ей удалось пройти путь от главного специалиста до топ-менеджера и попасть в список 174 женщин-руководителей в сфере финансов в России.
— Карина, вы выступали в качестве спикера на форуме ProPro, который был организован международной студенческой организацией AIESEC. Ваша презентация называлась «Как построить карьеру в финансах». Какие основные тезисы можете выделить из данной презентации? И какое напутствие даете тем, кто пытается построить карьеру в финансах?
— Это был интересный опыт, к тому же форум проходил в здании моего института, в котором я сдавала вступительные экзамены. В основные тезисы из моей презентации я бы включила следующее:
— в работу надо погружаться так, как если бы это был твой собственный бизнес;
— использовать в работе простой язык изложения своих идей и мыслей;
— в рабочих обсуждениях с сотрудниками других департаментов переходить на их язык: не использовать специфическую лексику, учитывать, что твой собеседник знает, а чего может не знать, и с чего тогда нужно начать с ним диалог;
— не ограничивать свой функционал границами должностной инструкции;
— итогом вашей большой работы всегда должно быть маленькое и понятное summary.
Тем, кто пытается построить карьеру, даже неважно, в финансах или в другой сфере, я бы советовала всегда придерживаться этих 5 принципов. На первый взгляд они не кажутся сложными, но на практике вам придется постоянно себя перебарывать, чтобы не нарушить каждый из них.
— Вы сами прошли путь от главного специалиста до финансового директора в одной из крупнейших страховых компаний России. Назовите главные причины и секреты своего карьерного роста. Какие ваши действия и решения стали главным катализатором для продвижения?
— Для меня эти 12 лет были достаточно плавными и последовательными с точки зрения развития. Точно могу сказать одно: скучно не было никогда, работы всегда было много, периодами — очень много. Думаю, мне всегда помогало мое желание разобраться в процессе или в расчёте от и до, иногда мне было проще сделать что-то с нуля, чем использовать то, что было в компании до меня. Процессы в любой компании имеют свойство меняться, поэтому все нужно поддерживать в актуальном виде, и нет ничего страшного в том, чтобы сломать устаревший шаблон и построить новый, полностью отвечающий текущим реалиям.
По сути, вы можете лениться и использовать устаревшие механизмы, расчетные файлы и процессы, но тратить каждый раз много времени, так как нужно проверить, чтобы не подвели «костыли», ничего не слетело и так далее. А можете взять и сделать с нуля ровно то, что сейчас нужно, потратить на это время один раз, зато потом на протяжении долгого времени выделять на контроль этой работы минимальное время — конечно, ровно до того момента, пока этот процесс тоже не устареет. Я всегда была за второй вариант, что позволило автоматизировать, оптимизировать или упростить большинство процессов и блоков работы. Думаю, это сильно помогло мне при построении карьеры.
— На сегодняшний день в вашей команде около 50 человек, верно? Вы находите общий язык со всеми? Как часто меняются кадры в составе? Что посоветуете другим начальникам и управляющим при выстраивании отношений с командой?
— Да, все верно, если быть точным — 49 человек без открытых вакансий и декретниц. Я всегда стараюсь найти общий язык с каждым сотрудником, и прикладываю к этому максимум усилий, с кем-то это выходит проще, с кем-то сложнее, но без этого некуда. Ни один проект не будет успешен, если внутри команды говорят на разных языках. У нас в компаниях достаточно низкий процент текучки, со многими я работаю уже более 6-8 лет. Пока не настал момент, когда роботы полностью заменят людей, мой совет другим начальникам и руководителям: первым делом надо собрать команду, поставить правильных людей на правильные места, замотивировать их, определить корректные KPI для каждого сотрудника, а уже потом выстраивать процессы и системы.
— Кстати, про мотивацию. Исследование рынка труда, проведенное FinExecutive, показывает, что по сравнению в 2022 — начале 2023 года немного улучшилось положение начинающих специалистов в финансовой сфере: их бонусы увеличились на 5%. Помогают ли бонусы мотивировать новичков? Сказывается ли это существенным образом на их рабочем настрое?
— Конечно, в какой-то мере это помогает мотивировать новичков, они начинают понимать, что их итоговый доход напрямую зависит от результатов и качества их работы. Представим ситуацию: 2 сотрудника на одинаковой позиции выполняют одинаковый функционал, но один сотрудник прикладывает максимум усилий, а другой просто хорошо выполняет свою работу. Если в итоге они получат одинаковый доход в форме оклада, то мотивация сотрудника, который старается, быстро сойдет на нет или же он начнет искать другую работу.
Другой сценарий: вы повышаете зарплату этому сотруднику за его заслуги, он понимает, что достиг того, чего хотел, и расслабляется и начинает просто хорошо выполнять свою работу наравне со вторым, а зарплату вы уже не сможете ему понизить обратно. В итоге, у вас опять 2 одинаковых сотрудника, но теперь еще и с разными зарплатами. Поэтому добавление переменной части в доход сотрудников очень важен как для работников, так и для работодателей. Отдельно скажу, что получение бонуса для новичков важно, но на мой взгляд, сейчас им намного важнее перспективы развития и роста в компании, если этого нет, большинство новичков уходят из компании незамедлительно.
— Согласно все тому же исследованию, наблюдается перераспределение бонусов в пользу топ-менеджеров в ущерб сотрудникам среднего уровня. Размер бонусов менеджеров упал в два раза, а у топ-менеджеров вырос на 20%. Считаете ли справедливым, что дополнительное вознаграждение растет в пользу топов?
— В финансах сложно говорить о том, что справедливо, а что нет. Это рыночные показатели, ведь эти цифры получены на базе анализа фактической статистики. Есть спрос и есть предложение, и, если они договариваются, получается эта самая статистика. В настоящий момент экономика всех стран мира находится в периоде турбулентности, изменения происходят одно за другим и нет ничего удивительного в том, что собственники бизнеса готовы платить больше по сравнению с прошлыми периодами тем, кто может эффективно управлять компанией в такой сложный период.
— По вашим прогнозам, будут ли расти зарплаты финансистов в 2024 году? В каких секторах на сегодняшний день есть серьезный дефицит кадров? Какая сфера является наиболее востребована в финансовом секторе?
— В текущих реалиях рост зарплат, в том числе финансистов, в 2024 году неизбежен, особенно с учетом дефицита профессиональных кадров, в первую очередь актуариев и it-специалистов. В финансовой секторе наиболее востребованы будут актуарии, финансовые стратеги, инвестиционщики, в страховании дополнительно – специалисты со знанием МСФО 17 будут на вес золота.
— В прошлом году Вы вошли в список основных 174 женщин-руководителей в сфере финансов в России. Как вы считаете, есть ли отличия в стиле управления – топ-менеджера мужчины и женщины? Что мешает женщине при построении карьеры?
— По моему опыту, всё зависит от человека. Конечно, есть определенная правда в стереотипах, что женщины более эмоциональны, но при этом более организованные и аккуратные с точки зрения рисков, но всегда надо помнить, что есть исключения и их много. Основное, что мешает женщине построить карьеру, — это тоже стереотип: если ты не замужем и без детей, значит скоро выйдешь замуж и уйдешь в декрет, если ты замужем и без детей, значит точно скоро уйдешь в декрет, если ты уже замужем и есть дети, значит дети будут мешать работе. По сути получается, что потенциальный работодатель уже все решил за вас, и позиция самой женщины на ближайшую перспективу, получается, не важна.
— Еще один злободневный вопрос: а высшее образование? Сегодня распространено мнение, что “вышка” не нужна, важен только опыт и сама способность обучаться — не важно где, “в полях” или на курсах. Вы какого мнения придерживаетесь?
— Я в этом плане консерватор. Считаю, что образование необходимо, но ставить его во главу угла, делая получение ”корочки” самоцелью — тоже большая ошибка. Высшее образования — это основа, фундамент, на котором в дальнейшем вам предстоит построить большой дом, из множества кирпичиков. Я сама постоянно развиваюсь, планирую получить диплом MBA (Master of Business Administration — прим.) по программе для топ-менеджмента — Executive MBA. Считаю, что человеку, который не любит учиться, в финансах делать нечего.