Формирование, использование и стратегия выбора франшизы
Автор: Дмитрий Салтанов, эксперт в сфере предпринимательства и продвижения бизнеса, учредитель и президент компаний “ChiedoCover” и “DinoMachine”
Аннотация
Автор рассматривает историю формирования франшиз и показывает основные аспекты данного направления. В целях комплексного анализа автором статьи описываются положительные и отрицательные стороны данной бизнес-стратегии как для владельцев бренда, так и для покупателей франшизы. Также в статье исследуется комплексный вопрос, связанный с поведением предпринимателей, в рамках которого автором приводится алгоритм принятия решения о покупке франшизы.
Ключевые слова: франшиза, франчайзинг, характеристики франчайзинга, использование франшиз, поведение предпринимателя, развитие франчайзинга, масштабирование предприятий, развитие бренда.
Введение понятия “франшиза”
В современном мире предпринимательство интегрировано практически во все жизненные сферы человека. Также бизнес как сфера деятельности имеет множество вариантов развития и реализации. Одним из таких является франчайзинг.
Исследователи определяют термин “франшиза” как приобретаемое на платной основе право на ведение предпринимательской деятельности и открытие бизнеса под началом определенного сформированного бренда или торговой марки [1]. В рамках развития франшизы предприниматель получает также развитую бизнес-систему, в которую включены используемые технологии, сформированные процедуры и правила, а также способы развития и каналы сбыта.
На сегодняшний день специалистами выделяются несколько популярных сфер предпринимательства, в которых активно развивается франчайзинг:
- Ритейл-компании, супермаркеты и иные торговые точки различного масштаба.
- Ресторанный бизнес и сфера общественного питания.
- Компании по производству продовольственных продуктов.
- Спортивные и оздоровительные предприятия, в состав которых входят фитнес-клубы, магазины спортивного питания и инвентаря, салоны красоты и так далее.
- Микрофинансовый бизнес.
- Строительные компании и торговые точки, деятельность которых направлена на сбыт стройматериалов и инструмента.
- Торговые точки в сфере интернет-магазинов.
История развития франчайзинга
Франчайзинг как направление масштабирования и развития бизнеса в коммерческом плане появился в 1851 году в США. Компания-производитель швейных машин начала масштабироваться за счет заключения договоров с бизнесменами, в рамках которых они могли от лица компании вести торговлю оборудованием и осуществлять его ремонт [2].
Дальнейшее и самое сильное развитие данное направление бизнеса получило в середине XX века, когда появилась и начала активно развиваться сеть ресторанов быстрого питания “McDonalds”. Более того, основатель сети Рэй Крок стал родоначальником современной практики работы с франчайзингом, в рамках которого в пакет франшизы входит система развития бизнеса в целом.
Плюсы и минусы франчайзинга
Как и любое направление бизнеса, франчайзинг имеет свои сильные и слабые стороны, которые формируются для каждой стороны: для покупателя франшизы и продавца [3].
Плюсы покупки франшизы
- Приобретение упакованного и готового бизнеса со всей прилагающейся системой бизнес-процессов, маркетинга и каналов сбыта продукции.
- Вследствие узнаваемости бренда снижаются затраты на развитие маркетинговых каналов.
- Как правило, продавец франшизы или представители бренда предоставляют программы обучения персонала и развития компании.
Минусы покупки франшизы
- Бизнес, приобретенный по франшизе, предусматривает строгие правила деятельности и развития в рамках общей концепции бренда. Из этого следуют ограничения предпринимательских инициатив в ведении бизнеса у покупателя этой франшизы.
- Стоимость франшизы значительно превышает первоначальные вложения в открытие самостоятельной компании.
- Также данный бизнес является в полной мере зависимым от бренда и его развития: если топ-менеджмент бренда допускает ошибки, они отражаются на франшизах.
Плюсы продажи франшизы
- Данный вектор развития и масштабирования предполагает низкие затраты.
- Большую часть рисков, связанных с развитием компании, берет на себя покупатель франшизы.
- Данный способ способен кратно повысить узнаваемость бренда также при минимальных затратах.
Минусы продажи франшизы
- Продажа франшизы означает раскрытие концепций и системы бизнеса, что часто является конкурентоспособным преимуществом компании.
- При продаже франшизы существует необходимость в создании системы контроля за действиями покупателей и развитием бренда.
Дополнительные аспекты развития франчайзинга
В центре внимания франчайзинга как вектора развития бизнеса находится потребитель, который является основным двигателем рыночных отношений. Однако, не только известность и перспективность брендов стимулирует предпринимателей к покупке франшиз. Данная модель ведения бизнеса также является наиболее благоприятной в сложных рыночных условиях, которые складываются из кризисов и санкционного давления.
Более того, рынок франшиз является широким и затрагивает не только сферу производства и сбыта продукции [4]. Также по договору в рамках приобретения франшизы может выполняться передача прав на интеллектуальную собственность, патенты, товарные знаки, методологию, современные технологии и принципы их использования согласно паспортам и лицензиям. При этом данная специфика формирует отдельный вектор развития франчайзингового бизнеса.
Формы франшиз
Исследователи данный сферы разделяют франшизы в несколько общих форм и направлений.
- Франшизы, связанные с производством. Специфика предполагает передачу владельцем бренда прав на производство и сбыт продукции и оказание услуг в рамках бренда. Также характерной чертой является установление требований к процессу производства и качеству товаров и услуг.
- Франшизы, связанные с дистрибьюцией. Владелец бренда в данном случае передает права на распространение и продажу продукции бренда, закрепляя при этом основные стандарты качества продукции.
- Франшизы, связанные с предоставлением услуг. Компания-владелец производит продажу прав на использовани своих оригинальных методик, процессов, стандартов и технологий ведения бизнеса.
- Франшизы в медиа-сфере. Данное направление представляет собой продажу прав на интеллектуальную собственность и связанные с ней элементы деятельности компании.
Особенности принятия решения о приобретении франшизы
Влияние франчайзинга носит распространенный характер, который также продолжает активное развитие в современной предпринимательской среде. Автор статьи отмечает, что в данном вопросе для владельцев брендов и компаний, которые стремятся к продаже франшиз и масштабированию данным способом, очень важно ориентироваться не только на потребителя, но и на особенности принятия решения среднестатистического предпринимателя о покупки франшизы.
Исследователи в различных работах, посвященных данной области, приходят к фундаментальному алгоритму, согласно которому предприниматель принимает решение о покупке франшизы и оценивает возможности по реализации данного вектора в бизнесе [5]. Данный алгоритм выстраивается в следующую последовательность действий:
- Оценка финансового состояния и возможностей предпринимателя или компании на основе экспертного анализа, который проводится предпринимателем самостоятельно или с помощью приглашенных специалистов. На этом этапе также определяются требования относительно уровня потенциальной доходности.
- Оценка потенциального уровня риска и определение допустимого предела, в рамках которого предприниматель готов к покупке франшизы. В рамках анализа рисков выявляется вероятность выживания потенциального бизнеса, основанного на франшизе, и допустимый для предпринимателя уровень.
- Составление списка проектов, в которых заинтересован предприниматель и его команда.
- Переговорный этап с владельцами и представителями заинтересовавших предпринимателя брендов, в ходе которого происходит сбор всей необходимой информации.
- Анализ полученной информационной базы и исключение проектов, не удовлетворяющих запросам.
- Проведение сравнительного анализа заинтересовавших проектов и определение наиболее оптимального по всем важным для предпринимателя показателям.
Список литературы
- “The economics of franchise contracts” by G. F. Mathewson, R. A. Winter, 1985
- “The evolution of ownership patterns in franchise systems” by F. Lafontaine, P. J. Kaufmann, 1994
- “The finance franchise” by R. C. Hockett, S. T. Omarova, 2016
- “Making new franchise systems work” by S. A. Shane, 1998
- “The Theory of the Firm and the Structure of the Franchise Contract” by P. H. Rubin, 2014