08 августа 2022, 09:10 | Автор: Вадим Ардов

Формирование, использование и стратегия выбора франшизы

Формирование, использование и стратегия выбора франшизы
фото:
Данная статья посвящена рассмотрению франчайзинга как одного из направлений бизнеса в современной экономической системе.

Автор: Дмитрий Салтанов, эксперт в сфере предпринимательства и продвижения бизнеса, учредитель и президент компаний “ChiedoCover” и “DinoMachine”

Аннотация

Автор рассматривает историю формирования франшиз и показывает основные аспекты данного направления. В целях комплексного анализа автором статьи описываются положительные и отрицательные стороны данной бизнес-стратегии как для владельцев бренда, так и для покупателей франшизы. Также в статье исследуется комплексный вопрос, связанный с поведением предпринимателей, в рамках которого автором приводится алгоритм принятия решения о покупке франшизы.

Ключевые слова: франшиза, франчайзинг, характеристики франчайзинга, использование франшиз, поведение предпринимателя, развитие франчайзинга, масштабирование предприятий, развитие бренда.

Введение понятия “франшиза”

В современном мире предпринимательство интегрировано практически во все жизненные сферы человека. Также бизнес как сфера деятельности имеет множество вариантов развития и реализации. Одним из таких является франчайзинг.

Исследователи определяют термин “франшиза” как приобретаемое на платной основе право на ведение предпринимательской деятельности и открытие бизнеса под началом определенного сформированного бренда или торговой марки [1]. В рамках развития франшизы предприниматель получает также развитую бизнес-систему, в которую включены используемые технологии, сформированные процедуры и правила, а также способы развития и каналы сбыта.

На сегодняшний день специалистами выделяются несколько популярных сфер предпринимательства, в которых активно развивается франчайзинг:

  1. Ритейл-компании, супермаркеты и иные торговые точки различного масштаба.
  2. Ресторанный бизнес и сфера общественного питания.
  3. Компании по производству продовольственных продуктов.
  4. Спортивные и оздоровительные предприятия, в состав которых входят фитнес-клубы, магазины спортивного питания и инвентаря, салоны красоты и так далее.
  5. Микрофинансовый бизнес.
  6. Строительные компании и торговые точки, деятельность которых направлена на сбыт стройматериалов и инструмента.
  7. Торговые точки в сфере интернет-магазинов.

История развития франчайзинга

Франчайзинг как направление масштабирования и развития бизнеса в коммерческом плане появился в 1851 году в США. Компания-производитель швейных машин начала масштабироваться за счет заключения договоров с бизнесменами, в рамках которых они могли от лица компании вести торговлю оборудованием и осуществлять его ремонт [2].

Дальнейшее и самое сильное развитие данное направление бизнеса получило в середине XX века, когда появилась и начала активно развиваться сеть ресторанов быстрого питания “McDonalds”. Более того, основатель сети Рэй Крок стал родоначальником современной практики работы с франчайзингом, в рамках которого в пакет франшизы входит система развития бизнеса в целом.

Плюсы и минусы франчайзинга

Как и любое направление бизнеса, франчайзинг имеет свои сильные и слабые стороны, которые формируются для каждой стороны: для покупателя франшизы и продавца [3].

Плюсы покупки франшизы

  • Приобретение упакованного и готового бизнеса со всей прилагающейся системой бизнес-процессов, маркетинга и каналов сбыта продукции.
  • Вследствие узнаваемости бренда снижаются затраты на развитие маркетинговых каналов.
  • Как правило, продавец франшизы или представители бренда предоставляют программы обучения персонала и развития компании.

Минусы покупки франшизы

  • Бизнес, приобретенный по франшизе, предусматривает строгие правила деятельности и развития в рамках общей концепции бренда. Из этого следуют ограничения предпринимательских инициатив в ведении бизнеса у покупателя этой франшизы.
  • Стоимость франшизы значительно превышает первоначальные вложения в открытие самостоятельной компании.
  • Также данный бизнес является в полной мере зависимым от бренда и его развития: если топ-менеджмент бренда допускает ошибки, они отражаются на франшизах.

Плюсы продажи франшизы

  • Данный вектор развития и масштабирования предполагает низкие затраты.
  • Большую часть рисков, связанных с развитием компании, берет на себя покупатель франшизы.
  • Данный способ способен кратно повысить узнаваемость бренда также при минимальных затратах.

Минусы продажи франшизы

  • Продажа франшизы означает раскрытие концепций и системы бизнеса, что часто является конкурентоспособным преимуществом компании.
  • При продаже франшизы существует необходимость в создании системы контроля за действиями покупателей и развитием бренда.

Дополнительные аспекты развития франчайзинга

В центре внимания франчайзинга как вектора развития бизнеса находится потребитель, который является основным двигателем рыночных отношений. Однако, не только известность и перспективность брендов стимулирует предпринимателей к покупке франшиз. Данная модель ведения бизнеса также является наиболее благоприятной в сложных рыночных условиях, которые складываются из кризисов и санкционного давления.

Более того, рынок франшиз является широким и затрагивает не только сферу производства и сбыта продукции [4]. Также по договору в рамках приобретения франшизы может выполняться передача прав на интеллектуальную собственность, патенты, товарные знаки, методологию, современные технологии и принципы их использования согласно паспортам и лицензиям. При этом данная специфика формирует отдельный вектор развития франчайзингового бизнеса.

Формы франшиз

Исследователи данный сферы разделяют франшизы в несколько общих форм и направлений.

  1. Франшизы, связанные с производством. Специфика предполагает передачу владельцем бренда прав на производство и сбыт продукции и оказание услуг в рамках бренда. Также характерной чертой является установление требований к процессу производства и качеству товаров и услуг.
  2. Франшизы, связанные с дистрибьюцией. Владелец бренда в данном случае передает права на распространение и продажу продукции бренда, закрепляя при этом основные стандарты качества продукции.
  3. Франшизы, связанные с предоставлением услуг. Компания-владелец производит продажу прав на использовани своих оригинальных методик, процессов, стандартов и технологий ведения бизнеса.
  4. Франшизы в медиа-сфере. Данное направление представляет собой продажу прав на интеллектуальную собственность и связанные с ней элементы деятельности компании.

Особенности принятия решения о приобретении франшизы

Влияние франчайзинга носит распространенный характер, который также продолжает активное развитие в современной предпринимательской среде. Автор статьи отмечает, что в данном вопросе для владельцев брендов и компаний, которые стремятся к продаже франшиз и масштабированию данным способом, очень важно ориентироваться не только на потребителя, но и на особенности принятия решения среднестатистического предпринимателя о покупки франшизы.

Исследователи в различных работах, посвященных данной области, приходят к фундаментальному алгоритму, согласно которому предприниматель принимает решение о покупке франшизы и оценивает возможности по реализации данного вектора в бизнесе [5]. Данный алгоритм выстраивается в следующую последовательность действий:

  1. Оценка финансового состояния и возможностей предпринимателя или компании на основе экспертного анализа, который проводится предпринимателем самостоятельно или с помощью приглашенных специалистов. На этом этапе также определяются требования относительно уровня потенциальной доходности.
  2. Оценка потенциального уровня риска и определение допустимого предела, в рамках которого предприниматель готов к покупке франшизы. В рамках анализа рисков выявляется вероятность выживания потенциального бизнеса, основанного на франшизе, и допустимый для предпринимателя уровень.
  3. Составление списка проектов, в которых заинтересован предприниматель и его команда.
  4. Переговорный этап с владельцами и представителями заинтересовавших предпринимателя брендов, в ходе которого происходит сбор всей необходимой информации.
  5. Анализ полученной информационной базы и исключение проектов, не удовлетворяющих запросам.
  6. Проведение сравнительного анализа заинтересовавших проектов и определение наиболее оптимального по всем важным для предпринимателя показателям.

Список литературы

  1.  “The economics of franchise contracts” by G. F. Mathewson, R. A. Winter, 1985
  2. “The evolution of ownership patterns in franchise systems” by F. Lafontaine, P. J. Kaufmann, 1994
  3. “The finance franchise” by R. C. Hockett, S. T. Omarova, 2016
  4. “Making new franchise systems work” by S. A. Shane, 1998
  5. “The Theory of the Firm and the Structure of the Franchise Contract” by P. H. Rubin, 2014
Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела