31 июля 2006, 12:23 | Автор: Иван Рутов

Высоцкий, на допрос!

Высоцкий, на допрос!
фото:

Как народных любимцев трясли за "левые" концерты…

Те давнишние концерты Владимира Высоцкого на Украине закончились громким скандалом. И вот годы спустя харьковский следователь-«важняк» дал корреспонденту «Труда» подержать в руках уголовное дело Высоцкого…


 


Экс-следователь по особо важным делам Дмитрий Панцир о своем знаменитом подследственном вспоминает с чувством неловкости и даже вины.


 


— Время такое было, понимаете? Когда меня вызвал в кабинет генерал, он первым делом осведомился: «Дима, ты любишь Высоцкого?» «Ну конечно, — ответил я. — Кто же его не любит?» «А родину любишь?- нахмурился генерал. — Так вот, ОБХСС передало нам дело о денежных махинациях на концертах Высоцкого. Фактов достаточно: показания свидетелей, поддельные документы. Расследовать преступление поручаю тебе»…


 


Так 26 июня 1979 года я принял в производство уголовное дело по признакам ст. 84 ч. 3 УК УССР, то есть по факту хищения государственных денежных средств в Харьковском театре музыкальной комедии. По Высоцкому стреляли дуплетом: аналогичное дело возбудили в Ижевске. В обвинительных заключениях фигурировали вещи вполне конкретные: «левые» концерты, фиктивные платежные документы с подделкой подписей и незаконно полученные доходы.


 


— Вы хотите сказать, что Высоцкий мухлевал с какими-то документами?


 


— Я хочу сказать другое. В советские времена у артистов были смехотворно низкие ставки за гастрольно-концертную деятельность. Самый тогда высокооплачиваемый певец Советского Союза Муслим Магомаев имел право получить за концерт всего 27 рублей (75 % ему «плюсовали» за мастерство и 50 % — была так называемая гастрольная надбавка). У Аллы Пугачевой, Льва Лещенко и Галины Ненашевой в 1978 году, согласно справке Государственной тарификационной комиссии Министерства культуры СССР, разовая концертная ставка была и того ниже — 16 рублей 50 копеек. У Вадима Мулермана и Владимира Высоцкого — 19 рублей. За такие деньги не стал бы надрываться в провинциальных клубах даже артист областной филармонии.


 


Неудивительно, что администраторы знаменитостей шли по лезвию ножа и искали способы увеличения вознаграждения своим подопечным. Самый распространенный — дополнительные, нигде не зафиксированные концерты и фиктивное участие в них местных ансамблей. Например, администратор проводит по документам, что во втором отделении концерта московской звезды выступал какой-нибудь ансамбль местного разлива. Ансамблю начисляется гонорар, который по праву передается артисту, честно отработавшему весь концерт.


 


Один из администраторов Высоцкого Гольдман пошел еще дальше: он сделал поддельную справку из министерства культуры, заверенную московским нотариусом, о том, что артист имеет право сольного выступления и 100 % надбавки к гонорару за мастерство. Сам Высоцкий в эти тонкости, разумеется, не вникал. И когда Гольдман пригласил его в тур по Украине, пообещав гонорар в 300 рублей, он согласился.


 


ГАМЛЕТ ДАЕТ ПОКАЗАНИЯ


 


— Дмитрий Тодорович, вы лично допрашивали Высоцкого?


 


— Конечно. Но я бы назвал этот допрос «деловой встречей».


 


— …На которую певца привели в наручниках?


 


— Ну что вы! Мы тогда сами почтительно шли к великим. Помню первую встречу с певцом вечером 15 декабря 1979 года, в его гримерной московского Театра на Таганке. В тот день Высоцкий прилетел из Парижа. Мой телефонный звонок в квартиру на Малой Грузинской застал артиста буквально с чемоданом в руках. Узнав, что мне необходимо его допросить, Высоцкий предложил это сделать в театре и назначил время — 18 часов. Наша беседа началась за час до спектакля. На мои вопросы он отвечал, гримируясь в Гамлета. В гримерку постоянно забегали артисты, и Владимир, кивая на меня, жаловался: «Вот полюбуйтесь, из меня мошенника лепят!» Я втягивал голову в плечи, чувствуя себя Иудой, но профессиональный долг выполнял.


 


— И чем закончилась эта «деловая встреча»?


 


— Уходя на сцену, Высоцкий предложил посмотреть спектакль, даже сказал, что на нем будет присутствовать мой самый высокий по службе начальник (начальник следственного управления МВД СССР!), но я из ложной скромности отказался. Теперь безумно сожалею об этом. На следующий день, ровно в 9 утра, Владимир на своем автомобиле заехал за мной в гостиницу. Патрульные милиционеры козыряли ему. Высоцкий повез меня в Театр сатиры — там я должен был допросить еще ряд артистов. В то утро у него было хорошее настроение, он шутил, говорил о планах на будущее и даже спел в машине одну из своих песен. Вернувшись в Харьков, я позвонил ему в Москву, чтобы поздравить с днем рождения. Я всегда уважал этого человека, его песни перевернули душу страны, и моя душа — не исключение.


 


— Значит, как следователь, вы ему подыгрывали?


 


— Да нечему было подыгрывать! Бюджет Высоцкого до 1978 года складывался достаточно убого — 150 рублей в театре, а концерты в Москве разрешались только шефские, то есть бесплатные… Вся надежда была на гастроли. 300 рублей, обещанные Гольдманом за концерт, были очень приличной суммой, и Высоцкий, не вдаваясь в детали, сразу же согласился.


 


МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ


 


Украинские гастроли Высоцкого начались в 1977 году и с перерывами продолжались до конца мая 1978-го. На концерте в ДК Краснознаменного рафинадного завода в Сумах негде было яблоку упасть. Люди слушали Высоцкого, сидя даже… на люстре! «Что вы все время смотрите наверх? — спрашивал Высоцкий во время выступления. -А, там люди! Этого у меня не было никогда!».


 


— В Харькове Высоцкий выступал по пути в Одессу, где его ждали съемки в фильме Говорухина «Место встречи изменить нельзя». В одном из кадров там появляется и его администратор Гольдман?


 


— Сейчас расскажу. Высоцкий заверил, что администратор Гольдман добровольно приедет для дачи показаний в Харьков и возместит материальный ущерб за несостоявшиеся концерты. В январе 1980-го Гольдман действительно позвонил мне на службу и спросил, брать ли ему с собой «кружку и ложку». Он сказал, что готов вернуть в кассу театра незаконно полученные деньги, и согласовал дату приезда. Однако напрасно я ждал его в кабинете. Администратор решил схитрить и ударился в бега, чем, честно признаюсь, меня раззадорил. «Харьковское дело» приостанавливалось и возобновлялось пять раз! Но довести его до конца было делом профессионализма — и я взял беглеца «тепленьким», прямо из постельки, уже после смерти Высоцкого.


 


Когда прокурор Ленинского района направил дело в суд, Гольдман уже был узнаваемой личностью: вместе с Владимиром Высоцким он снялся в фильме «Место встречи изменить нельзя», где в сцене с выслеживанием Фокса в московском ресторане сыграл эпизодическую роль подвыпившего посетителя с рюмашкой и соленым огурцом, весьма симпатичного, надо заметить, на экране… Но в жизни-то, работая с такими далекими от денежных дел людьми, как Высоцкий, натворил немало.


 


— И какое наказание вынес суд беглому администратору?


 


— Три года лишения свободы. Это еще по-божески. За экономические преступления тогда судили строго. А с Владимира Семеновича, к счастью, все обвинения сняли, как и с его друга, продюссера Янкловича, главного администратора Театра на Таганке.


 


— Ижевское дело тоже закончилось благополучно?


 


— Там Высоцкого и его администратора Кондакова защищал тогда начинающий адвокат Генрих Падва. Кондаков был личностью легендарной, имел медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». В прошлом балетный танцовщик, он более 30 лет проработал администратором Северо-Осетинской филармонии. Звезды эстрады летели на Кондакова, как пчелы на мед: обещанные им гонорары — по 500 рублей наличными выглядели заманчиво. В 1979 году он проводил в Ижевске концерты Толкуновой, Хазанова и Высоцкого. И обвинялся в том, что во время этих концертов происходил «съем денег». Схема сколачивания нигде не учтенной суммы была проста. К примеру, зал вместимостью 5000 человек заполнялся до отказа. После концерта его организаторы и представители филармонии составляли акт об уничтожении якобы не проданных 2000 билетов. Все документы при этом были в порядке, и немалые суммы перекочевывали в карман. Из этих денег выплачивались дополнительные гонорары артистам.


 


Владимир Семенович очень переживал за своих администраторов. Но на суд, как, впрочем, и другие артисты, приглашенные в качестве свидетелей, не явился. Высоцкий прислал телеграмму, что болен. Да, до его такого преждевременного ухода оставалось всего 20 дней. Толкунова телеграфировала, что выезжает на гастроли в Польшу, режиссер Любимов уехал в Англию, Хазанов оправдываться не стал — просто не приехал. Администраторов наказали безжалостно- от 3 до 10 лет лишения свободы плюс конфискация имущества. Кондаков получил 10 лет колонии усиленного режима и умер в колонии.


 


Такое суровое было время. Пусть об этом вспомнят те, кто клеймит наше сегодня последними словами…


 


КТО НА СКОЛЬКО СЕЙЧАС ТЯНЕТ?


 


По сведениям в интернете, Алла ПУГАЧЕВА получает 30 — 40 тысяч долларов за концерт.


 


Дима БИЛАН — до 30 тысяч долларов (до «Евровидения-2006» — 5 тысяч).


 


Верка СЕРДЮЧКА, София РОТАРУ — 30 тысяч долларов.


 


ВАЛЕРИЯ, Лайма ВАЙКУЛЕ, Ирина АЛЛЕГРОВА, Кристина ОРБАКАЙТЕ — от 15 до 30 тысяч долларов.


 


Леонид АГУТИН и Анжелика ВАРУМ — от 10 до 16 тысяч долларов.


 


Лев ЛЕЩЕНКО, Юрий АНТОНОВ, Дмитрий МАЛИКОВ, ЧайФ — 7-10 тысяч долларов.


 


Сколько зарабатывают их администраторы, никто не знает. Теперь это называется почтительно-уважительно — шоу-бизнесом.

Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела