26 июля 2006, 13:20 | Автор: Иван Рутов

В космонавты? Что-то не хочется…

В космонавты? Что-то не хочется…
фото:

Новый набор в "звездный" отряд обернулся сюрпризом: желающих почти нет…

Даже инженеры и конструкторы знаменитой Ракетно-космической корпорации «Энергия», так страстно мечтавшие в недавнем прошлом попасть в отряд космонавтов и прилагавшие для этого колоссальные усилия, сегодня с вялым равнодушием отнеслись к возможности стать покорителями звездного океана. Объявленный в прошлом году новый набор в Центр подготовки имени Юрия Гагарина преподнес весьма неприятный сюрприз: впервые за четыре десятилетия на предприятии, где создаются пилотируемые корабли для звездного океана, не было необходимого количества претендентов. Невероятно: создатели космической техники не хотят лететь на околоземную орбиту!


 


Всего в прошлом году и первой половине нынешнего было подано около десяти заявлений, однако медицинскую комиссию прошла только 28-летняя Елена Серова, специалист «Энергии», работающая в Центре управления полетами. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, обратились с соответствующим предложением к пятикурсникам ряда технических вузов, готовящих кадры для «Энергии» и других предприятий космической отрасли. Можно представить, какой бум вызвал бы подобный призыв лет эдак 20 назад. А ныне… Предложение, как сообщил журнал «Новости космонавтики», не вызвало массового энтузиазма ни в авиационном институте, ни в техническом университете имени Баумана, этих «кузницах крыльев». Лишь в МИФИ нашлась группа желающих «пойти в космонавты». Но по разным причинам, прежде всего медицинским, никто из студентов не получил путевок в Звездный.


 


Поиск новых слушателей с инженерным образованием и крепким здоровьем продолжается. Но ответа требует главный вопрос: чем объяснить падение интереса среди технарей к, казалось бы, и сегодня романтичной, уникальной и по-настоящему интересной профессии? Как обеспечить устойчивый интерес к профессии, несколько десятилетий остававшейся самой престижной в стране, давшей миру Циолковского, Королева и Гагарина? Об этом мы беседуем с ветераном космической отрасли, бывшим секретарем Государственной комиссии по пилотируемым пускам, продолжительное время курировавшим в Минобщемаше отряд космонавтов, а нынче главным специалистом Центрального научно-исследовательского института машиностроения, лауреатом Государственной премии Владимиром ХОДАКОВЫМ.


 


— Владимир Николаевич, вы сами не мечтали в свое время стать космонавтом?


 


— Конечно же, мечтал. И подавал заявление. Состоялась даже беседа с Сергеем Павловичем Королевым. Но, во-первых, в те времена был очень жесткий медицинский отбор, а во-вторых, рассматривали заявления только инженеров, конструкторов, работавших уже несколько лет на предприятии в Подлипках — теперь это РКК «Энергия». Я знаю специалистов, которые в молодые годы отказывались от заманчивых перспектив карьерного роста на других предприятиях ракетно-космической отрасли и добивались перевода в Подлипки с единственной целью — попасть в отряд космонавтов.


 


— Что же случилось сегодня, чем не устраивает специалистов профессия космонавта?


 


— Я обсуждал эту необычную ситуацию с некоторыми специалистами РКК «Энергия», в том числе и с космонавтами. Суммируя услышанное, выделил бы несколько причин. Во-первых, не очень ясно, когда новичок, прошедший подготовку в ЦПК, полетит в космос. Может случиться так, что не полетит вообще. Сейчас на орбиту, к Международной космической станции, отправляются в течение года всего 2 корабля «Союз», то есть 2 — 3 российских космонавта, как правило, имеющие опыт космических полетов. Даже когда на станции, как планируется с 2009 года, будет работать экипаж из 6 человек (сейчас в звездном доме — трое), новички все равно должны будут подолгу ждать своей очереди.


 


Испытание ожиданием — самое трудное, причем нет ведь никаких гарантий. Многие инженеры, летчики годами ждали осуществления своей мечты, но так и не дождались. Это Петр Колодин, Владимир Бугров, Геннадий Долгополов, Михаил Бурдаев, Юрий Пономарев, Ирина Пронина, Наталия Кулешова — да всех невозможно перечислить. Один из последних примеров: два года назад была отчислена из ЦПК Надежда Кужельная. Считалась перспективным кандидатом на полет. Между прочим, она была принята в отряд еще в 1994-м… Проходят годы, жизнь, а где-то на другой работе они могли бы сделать себе неплохую карьеру. Вот представители нынешнего, более прагматичного, поколения и думают: стоит ли рисковать?


 


Вторая причина — низкая зарплата нелетавших космонавтов. На своем предприятии толковый специалист будет продвигаться по служебной лестнице, получая более высокое вознаграждение. А в Звездном зарплата оказывается «замороженной». Между тем нынешние молодые специалисты после окончания вузов, как правило, стремятся побыстрее реализовать свой интеллектуальный потенциал и получать чуть ли не сразу 50-60 тысяч рублей.


 


— Но и раньше не летавшие космонавты не купались в деньгах, не так ли?


 


— Раньше это была совершенно особая, овеянная ореолом славы профессия. Даже не летавший космонавт чувствовал себя причастным к особому, секретному и чрезвычайно важному для страны делу. Овеянные романтикой полеты в неизвестное… Сейчас это если и не обычная, то все-таки не такая уж редкая профессия.


 


Кстати, и в целом в ракетно-космической отрасли сложилась непростая кадровая ситуация. До 1990-го на наши предприятия приходили около 20 тысяч выпускников вузов и техникумов, а в последние годы приток молодых специалистов резко сократился. Средний возраст работников на заводах составляет 46,2 года — это на 5 лет выше, чем в целом по российской промышленности. Намечены меры по исправлению ситуации, но на это потребуется время.


 


Между прочим, в первый отряд космонавтов в 1960-м были отобраны 20 человек из 3400 желающих. Уже в наши дни в Малайзии было подано более 11 тысяч заявок в конкурсную комиссию по отбору первого малайзийского космонавта, который полетит на орбиту на нашем «Союзе». Из 11 тысяч отобрали четверых…


 


— Сколько получает российский космонавт за полугодовой полет?


 


— По-разному — в зависимости от сложности программы, количества выходов в открытый космос, эффективности выполнения программы, проявленного героизма, мастерства. Перед каждым полетом с космонавтом подписывают контракт. Сумма, указанная в нем, не разглашается. Но в среднем материальное вознаграждение за полугодовой полет может составить ориентировочно от 900 тысяч до 1,2 миллиона рублей.


 


— Много ли землян летало в космос? И какова сегодня численность отряда астронавтов НАСА (США) и российского?


 


— В космосе побывали 443 человека, из них 99 наших космонавтов. В отряде НАСА — 101 астронавт, в российском — 37.


 


А В ЭТО ВРЕМЯ


На днях в Россию приедут из Малайзии четыре кандидата в космонавты, которые были отобраны из 11 тысяч человек, участвовавших в конкурсе. Четверка счастливчиков пройдет новую медицинскую комиссию и серию тестов, после чего будут отобраны основной член экипажа и его дублер. Полет первого малайзийского космонавта запланирован на октябрь следующего года.

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Telegramm
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела