18 июля 2006, 06:15 | Автор: Иван Рутов

Сломать через колено Путина не вышло

Сломать через колено Путина не вышло
фото:

Россия добилась от председательства в G8 даже больше, чем планировала.


Вместо «окна в Европу» Путин сделал Петербург «дверью в мировую политику». 


 


Два дня в Питере лил дождь — слишком густые тучи над городом стали непосильны для разгоняющих их самолетов. Но, надо отдать должное стихии, она сослужила хорошую службу G8 — кто-то пошутил: «Погода сплотила лидеров — они меньше разбредались по территории и больше работали». Джорджу Бушу так вообще дождь оказался «по колено»: если другие лидеры пересели на лимузины, он продолжал ездить на открытом электрокаре, накрытом целлофаном.


 


По тому, как главы держав вели себя в ливень, можно было понять их характер. Француз Ширак, выйдя из машины, отмахнулся от зонта. Англичанин Блэр съежился и скривился, а зонт его заклинило. Японец Коидзуми, размахивая руками, словно пытаясь раздвинуть дождь, бежал вприпрыжку.   


 


Ссоры не случилось


 


Перед началом саммита многие предрекали, что Путину придется выдержать нападки на слабую демократию в России. Но то ли война в Ливане изменила приоритеты, то ли все поняли, что «ломать через колено» Путина — дело непродуктивное, но о демократии говорили немного. Лишь на итоговой пресс-конференции западные журналисты спросили Путина, как он смотрит на то, что Буш перед саммитом встретился в Питере с общественниками? «Я тоже, — ответил Путин. — Я — в Москве, он — в Петербурге. Чем больше будет контактов с гражданским обществом — тем лучше».


 


Предрекали, что на саммите могут ухудшиться и без того не самые теплые отношения между Россией и США. Но ссоры не случилось. Напротив, вчера мы услышали от Путина, что «отношения России и Америки кардинально поменялись»: мы не только «перестали быть врагами, но даже не считаем друг друга соперниками». 


 


Обезопасили энергетику


 


Путин, как председатель «восьмерки», вполне может быть довольным: саммит состоялся без происшествий, лидеры договорились, все запланированные документы приняты.


 


«Мы выработали архитектуру будущих отношений», — заметил Путин. И добавил, что общение в неформальной обстановке, когда люди раскрываются, дало ему возможность лучше узнать коллег.


 


Резолюция «Об энергетической безопасности», принятая «восьмеркой», — явная удача Путина и всего саммита. Если раньше Запад нам говорил: вы дайте нам нефть и газ, а на остальное нам плевать — как вы это делаете, и что вам это стоит, — то теперь все страны G8 будут отвечать за энергетику в мире, обеспечивая ее предсказуемость и прозрачность. Делиться сведениями о запасах, согласовывать цены, допускать друг друга в этот бизнес, отвечать за всю цепочку: добычу, переработку, транспортировку и сбыт.


 


Прикрыли Сирию и Иран


 


Война на Ближнем Востоке, совпавшая с саммитом, заставила лидеров учиться сообща принимать экстренные решения. Такого раньше не было. «Мы не могли переложить это на плечи экспертов», — объяснил Путин. Ведь ситуация на Ближнем Востоке грозила G8 рассорить. Слишком «восьмерка» по-разному смотрит на этот конфликт. Сирия и Иран для США и Британии — враги и террористы. Они так и хотели их назвать в резолюции. (То есть, по сути, четко сказать, что главный террорист в мире уже не бен Ладен, а конкретные страны.) Это было бы ударом по российской политике, ведь Иран и Сирия — наши партнеры. Можно только представить реакцию этих стран, если бы в резолюции, принятой в России и под председательством России, они были бы названы террористами. Конец песне.


 


Путину пришлось долго спорить с Блэром. После этого Путин заметил: «Когда нам говорят: давайте упомянем Сирию, Иран, почему не упомянуть и других, скрывающих у себя людей, которые очевидно являются террористами? И для этого нам не нужно ковыряться в каких-то архивах. У нас доказательства преступной деятельности». То есть у Путина для Блэра был хороший аргумент: Закаев.


 


В общем, Иран и Сирию Путин отстоял. Конечно, США хотелось бы, чтобы «восьмерка» одобрила санкции против Ирана. И Америка могла бы разобраться с ним, как с Ираком. «Говорить о санкциях преждевременно», — отрезал Путин. 


 


Вчера Путин проводил коллег по G8 по домам. Отвечая в заключение на вопрос журналиста MTV, чего же ждать в будущем молодому поколению, Путин, не раздумывая, ответил: «Только хорошего! Тогда трудности, с которыми мы сталкиваемся, будут преодолены». Как его, однако, саммит окрылил.


 


ЗА КУЛИСАМИ


Буш знает, как остановить «дерьмо»


 


Вчера, когда лидеры собрались на рабочее заседание, президент Буш, забыв о том, что микрофон уже включен, обратился к Блэру: «Все, что нам нужно, — заставить Сирию надавить на «Хезболлу», чтобы она прекратила это дерьмо». (Вот так, оказывается, делается большая политика!) «Надо, чтобы Кофи (генсек ООН. — Ред.), — продолжил Буш, — позвонил Асаду (лидеру Сирии. — Ред.)». У вас после этого еще есть сомнения, кто командует в ООН?


 


Потом Буш сообщил Блэру, что с прессой общаться не намерен. «Некоторые из этих ребят слишком много говорят. А мне домой надо». И, вспомнив, что не поблагодарил Блэра за подарок к 60-летию, добавил: «Спасибо тебе за свитер, я знаю, что ты его сам выбирал». Что и говорить — высокая политика! И воспитание…

Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела