10 июля 2006, 06:30 | Автор: Иван Рутов

Лицемерие

Лицемерие
фото:
Международные организации по стандартизации на этой неделе рассматривают предложение России использовать трехмерное цифровое изображение лица для идентификации личности. Уже в недалеком будущем такие портреты появятся в общегражданских паспортах.

«Усы, лапы и хвост — вот мои документы!» — говорил умный кот почтальону в известном мультфильме. Вкладывая в уста героя мультика эту фразу, авторы и не предполагали, насколько актуально она будет звучать в начале XXI века. У человека есть целый ряд биометрических параметров, или, как говорят специалисты, биометрик, которые могут стать личным пин-кодом, открывающим ту или иную дверь. Такие биометрики, как отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза и трехмерное (3D) изображение лица, уже нашли самое широкое применение в различных областях. Поэтому и возникла необходимость договориться о единых стандартах: наше Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии подало заявку в совместный технический комитет Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии (заметим в скобках, что более десяти лет Россия не выступала с инициативами по стандартам). «Суть наших предложений заключается в том, чтобы внести трехмерное цифровое изображение лица наряду с обычной двухмерной фотографией в формат данных, предназначаемый для хранения, обмена и использования при автоматическом распознавании личности», — пояснил Дмитрий Повесьма, заместитель директора НПО «Информация», соредактор нового проекта изменений от России. Теперь трехмерная фотография должна будет пополнить блок биометрической информации. А в недалеком будущем трехмерное изображение может быть внесено в общегражданский биометрический паспорт.


 


Стандартная внешность


 


— Представьте себе такую ситуацию: вы путешествуете по миру, и у вас в кармане лежит новый паспорт, оснащенный чипом, в котором хранятся ваши биометрические данные, — рассуждает директор по развитию бизнеса НПО «Информация» Андрей Вакуленко. — Вы прибываете в аэропорт другого государства и подходите к паспортно-визовому контролю, спокойно протягиваете документ. Но через мгновение пограничник возвращает его с извинениями: мол, наш терминал не «видит» вашу трехмерную фотографию.


 


И мечты о лазурном море и солнечном пляже так и останутся мечтами, если не стандартизировать биометрическое распознавание лица. Предложенная Россией поправка ляжет в основу рекомендаций для производителей биометрических систем и обеспечит техническую совместимость и взаимодействие между приборами различных производителей. Другими словами, гайки, изготовленные на одном предприятии, подойдут к болтам, сделанным на другом.


 


 


 


Как же работает электронный фейсконтроль? Ничего сложного. Достаточно подойти к биометрическому сканеру на расстояние одного шага. На лицо с помощью инфракрасного лазера проецируется сетка, которая буквально проникает во все его углубления, выемки и морщинки. Одновременно получившуюся инфракрасную маску снимает цифровая камера, спрятанная в том же сканере. Если прямой луч попадает на искривленную поверхность, то он по закону преломления света изгибается. Чем больше кривизна поверхности, тем сильнее изгиб луча. Лучи сканируют поверхность с частотой пятьдесят раз в секунду. Так создается трехмерное изображение лица. Когда электронный скульптор вылепит вашу маску, он приступает к завершающей обработке своего творения. Машина отбрасывает все лишнее для того, чтобы построить математический шаблон. От вашего изображения остаются лишь параметры, необходимые для распознавания, которые записываются в виде короткого кода. Это делается для того, чтобы уменьшить объем хранящейся информации. В шаблон «зашиты» антропометрические данные человека. Ряд лицевых точек повторяет строение черепа и является уникальным для каждого индивидуума. То есть вы можете проснуться с помятым лицом, но это не повлияет на контрольные точки. За одну секунду прибор решит, пропускать вас или нет. Так как моего изображения не было в базе данных умной машины, то на экране появилась надпись: «Доступ запрещен». Отложившаяся в памяти сканера моя биометрическая поверхность — так называют специалисты трехмерную фотографию — была внесена в базу знакомых прибору личностей. Еще один подход. Добро пожаловать! Можно идти. Впрочем, не все так просто в работе электронного фейсконтроля.


 


Свой среди чужих


 


Любая биометрическая система работает по вероятностному признаку и не может гарантировать от ошибок на все сто процентов. Возможны два варианта развития событий. Первый — вероятность ложного распознавания. К сканеру подходит человек, чей образ не зафиксирован в базе данных. Несмотря на это, прибор ошибается и обеспечивает ему допуск. Второй вариант — сканер не пускает человека, изображение которого есть в базе. Обычно биометрические системы настраиваются на компромиссное значение, чтобы прибор относился как к «своим», так и к «чужим» с одинаковой бдительностью. Но при такой настройке в систему закладывается определенный процент ошибок.


 


 


Директор по развитию бизнеса НПО «Информация» Андрей Вакуленко демонстрирует биометрический сканер


 


Кроме того, не следует забывать, что и злоумышленники не дремлют. Чтобы обмануть систему распознавания по двухмерному изображению лица, достаточно поднести к сканеру фотографию человека, внесенного в базу данных. Находчивые мошенники нашли способы подделки радужной оболочки глаза. Фотографическое изображение «правильного» глаза, нанесенное на контактную линзу, вполне может заменить оригинал. Не выдерживает и самая древняя биометрика — отпечаток пальца. Достаточно просто подышать на сканер, чтобы воспроизвести отпечаток пользователя. А современные технологии позволяют сфотографировать палец, воспроизвести его на подходящем материале и создать насадку с отпечатком.


 


Если говорить о трехмерном изображении лица, то подделать его гораздо сложнее. Помимо того что необходимо повторить глубину и расстояние между контрольными точками лица, еще требуется воспроизвести микродвижения, что практически невозможно. «Так что сюжеты голливудских режиссеров, в которых преступники отрезают голову и подносят к сканеру, чтобы попасть в помещение, здесь не работают», — поясняет Андрей Вакуленко.


 


Чтобы повысить надежность систем идентификации, специалисты планируют совместить все три большие биометрики, которые будут перепроверять друг друга, и тогда обмануть машину станет практически невозможно. «Семь раз проверь, а один — пропусти», — переиначивают поговорку на свой лад специалисты в области биометрии. И на то у них есть причины.


 


 


 


Кто есть кто?


 


Сегодня в мире немало «плохих парней», чья деятельность представляет угрозу общественной безопасности, — террористы, члены наркомафии, мошенники всех мастей. Поэтому спектр применения биометрических технологий достаточно широк. Прежде всего это проверки в аэропортах. Биометрики пассажиров, вылетающих тем или иным рейсом, будут автоматически сравниваться с базой данных людей, находящихся в международном и всероссийском розыске. Предположим, вы проходите регистрацию на тот или иной авиарейс. В дополнение к регистрационным штампам вам всего лишь надо подойти к окошку сканера и показать ему свое лицо.


 


Непосредственно перед посадкой в самолет процедура повторяется для того, чтобы подтвердить, что регистрацию проходили именно вы, а не кто-то другой. Таким образом, злоумышленники не смогут воспользоваться халатностью персонала аэропорта и миновать проверку документов и багажа, как это было в случае с российскими самолетами, взорванными террористками-смертницами. Тогда преступниц провели на борт авиалайнера, минуя все пункты контроля. Да и самим сотрудникам аэропорта, оснащенного биометрическими системами, будет гораздо сложнее проникнуть на важные с точки зрения безопасности объекты. Служащие смогут передвигаться только в помещениях, куда по роду своей занятости они будут иметь доступ.


 


Помимо обеспечения безопасности биометрические системы могут послужить и на благо криминалистики. Сегодня в России как никогда актуальна проблема розыска пропавших без вести и идентификации неопознанных тел. В России ежегодно в розыск подаются сведения на девяносто тысяч человек, пропавших без вести, и регистрируется около семидесяти тысяч неопознанных трупов. Большое количество катастроф и стихийных бедствий сделало эту проблему актуальной. Когда родственники пропавшего человека бьют тревогу и обращаются с просьбой к спецслужбам, то зачастую бывает поздно, потому что тело уже захоронено. Однако создание базы данных трехмерных и двухмерных изображений позволяет провести поиск по обычной паспортной фотографии. Эксперт-криминалист совмещает фотографию с имеющимся в базе пространственным образом пропавшего без вести и по форме черепа и чертам лица дает ответ.


 


 


Комбинирование трех биометрик — отпечатков пальцев, радужной оболочки глаза и трехмерного изображения лица — обеспечит высокую точность распознавания образа.


 


Впрочем, и этим сфера применения биометрических данных не ограничивается. Например, в африканских странах при раздаче гуманитарной помощи с местных жителей снимают биометрики, чтобы они повторно не могли воспользоваться продуктовым пайком или лекарственными препаратами. В случае необходимости средства биометрического контроля могут использоваться и при проведении различных выборов и референдумов. А в одном из российских регионов снимают отпечатки коровьего носа для того, чтобы найти свою корову в общем стаде! Так что биометрия находится только в самом начале своего развития. Возможно, что в будущем специалистам удастся совместить знания людей, читающих по ладони судьбу человека, с техническими системами, и тогда на борт самолета вряд ли пустят пассажира с короткой линией жизни.

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Telegramm
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела