04 июля 2006, 12:58 | Автор: Иван Рутов

Создатели «Кода да Винчи» приступают к съемкам картины о трагедии Беслана

Создатели «Кода да Винчи» приступают к съемкам картины о трагедии Беслана
фото:

Сумеет ли Голливуд избежать кассовых соблазнов и снять по-настоящему человечный фильм об одной из самых щемящих страниц российской истории?


 



 


В Беслане пока не знают, что за экранизацию трагедии, произошедшей в их городе, взялся один из столпов Голливуда — продюсер Брайан Грейзер


 


Пронеслась сенсационная весть: один из столпов Голливуда — студия Universal Pictures объявила о намерении снимать игровой фильм о Беслане. Инициатором проекта выступит кинокомпания Imagine Entertainment, которой с 1986 года на паях владеют продюсер Брайан Грейзер и режиссер Рон Говард, только что взломавшие «Код да Винчи». Дуэт этот чуть ли не образцовый для американского мейнстрима: получил оптом и в розницу десятки телевизионных и кинематографических наград, включая премию «Оскар». Тем не менее остаются серьезные сомнения в том, что даже этим заслуженным деятелям Голливуда окажется по зубам столь болезненная и далекая для американской ментальности тема.


 


Грейзер заявил, что история с захватом заложников в Беслане «вопиет и просится на большой экран». Сценарной основой крупнобюджетного фильма (а другими Грейзер не интересуется) станет статья Кристофера Джона Чиверса, опубликованная в июньском номере журнала «Эсквайр». Права на ее экранизацию уже куплены за непоименованную сумму через нью-йоркское литературное агентство Стюарта Кричевского.


 


Вообще эту публикацию нельзя было не заметить. Уж очень она нехарактерна для «Эсквайра», мужского журнала, ориентирующегося на посолидневших, но еще бодрых яппи. С обложки подмигивает Том Хэнкс с бутылкой пива и обжаренным на гриле гамбургером. Весь журнал тоже выстроен по «гамбургскому счету», то есть отвечает на вопросы: куда, с кем, на чем, в чем и зачем пойти потусоваться. И вот после страницы рекламы с полуголыми красотками видишь стартовый разворот совсем из другой оперы — кровь, пот и слезы Беслана.


 


Газета «Вашингтон пост» назвала «Школу» «одним из лучших образцов повествовательной журналистики, появившихся в американской периодике в этом тысячелетии». Звучит громко, пусть тысячелетие только началось. Но не будем умалять достоинства добротного текста.


 


Статья Чиверса, московского корреспондента газеты «Нью-Йорк таймс», построена как подробнейшая хроника событий трех дней сентября 2004 года. Ее автор, 41-летний бывший морской пехотинец и вообще большой дока по части батальных сюжетов, вложил в эту публикацию много труда и сил. Он освещал саму осаду, а потом еще не раз и не два возвращался в Беслан. Очерк выстроен как переплетающиеся свидетельства десятков уцелевших жертв, он движется по хронологии, иногда, впрочем, уступающей место инверсии. Так надо, чтобы держать напряжение. По мнению экспертов, Чиверсу явно дадут Пулитцеровскую премию за «Школу».


 


Но почему все-таки «Эсквайр»? Блатом эту интригу не назовешь, и все-таки… Жены Чиверса и исполнительного редактора журнала Марка Уоррена подружились на детской площадке в Нью-Йорке, выгуливая своих малышей. Познакомили мужей, и пошло-поехало. Это уже не первая публикация Чиверса в «Эсквайре», но, безусловно, самая экстремальная и шоковая.


 


Вот-вот, ключевое слово — шок. Именно так можно объяснить появление бесланской темы под лакированной обложкой. В меню западного респектабельного чтения отдельной графой значится экстремальная экзотика, будь то переживания манекенщицы, просидевшей на пальме над бушующим цунами, репортаж из племени людоедов или ужасы тюрьмы Абу-Грейб. Ну, конечно, американцы не могут не сочувствовать жертвам Беслана, и мотив естественной солидарности в факте публикации «Школы», безусловно, наличествует. Но не будь эта история столь запредельной, вряд ли ей дали бы столько места. Вряд ли бы и крупный кабельный канал Showtime выделил десятки часов эфира для многократного показа полнометражного документального фильма «Три дня в сентябре», если бы мегатеррор Беслана не потрясал воображение. Дикторский текст в этом фильме, снятом тележурналистами CBS News, читает за кадром Джулия Робертс, а ведет зрителя по развалинам школы N 1 бесланская старшеклассница Дарья Фадеева. Ее младшая сестра оказалась в числе заложников и, к счастью, выжила. 16-летняя Дарья приезжала в Нью-Йорк на премьеру этого фильма, она хорошо говорит по-английски, поскольку целый год по обмену стажировалась в школе под Далласом.


 


И вряд ли бы схватил на лету бесланскую тему чуткий на конъюнктуру продюсер Грейзер, не улови он в ней возможность разыграть на экране страсти похлеще шекспировских. Один только микросюжет: бандиты готовы выпустить на свободу мать с грудным ребенком, но у нее еще двое детей остаются в душегубке-спортзале. Уйти или остаться? Чудовищный «выбор Софи» на современный лад. И подобных саспенсов и триллеров, личных и коллективных, 56 часов бесланского кошмара «подарили» человечеству немало. Ни один сценарист не придумает такого дикого наворота событий, такого немыслимого сопряжения надежды и безысходности, радости и горя.


 


Проблема в том, что Голливуд, неутомимая «фабрика грез», вряд ли захочет повергать зрителя в депрессию, как это делает с читателем, вольно или невольно, бесланская хроника Чиверса. Журнал — это всегда комбинация манков, а билет зритель должен купить целевым образом на «Беслан». На «Рейс-93» американская публика пошла, осторожно, но пошла, хотя это очень невеселое зрелище. На «Всемирный торговый центр» Оливера Стоуна тоже, полагаю, пойдет, потому что это своя, кровная трагедия, да еще визуализированная по первому разу. С голливудской экранизацией трагедии Беслана ситуация сложнее.


 


Тревожат вопросы на засыпку. Выдюжит ли Голливуд такую кровоточащую тему? Не опошлит ли страшную трагедию в привычном стремлении потрафить зрителю, привыкшему к эффектным зрелищам? Смогут ли Грейзер и другие «имэджинисты» удержаться от соблазна беллетризовать Беслан, превратив его в одну из расхожих моделей «экстремальной экзотики», как то: в душераздирающую мелодраму про чудесное спасение из ада или в рэмбоидный экшн с инфернальными террористами и пуленепробиваемыми спецназовцами? Или в коктейль из первого и второго?


 


А может, времена все-таки изменились, и суровая эстетика климовского шедевра «Иди и смотри», единственная, на мой взгляд, тонально уместная для перенесения Беслана на экран, отзовется в калифорнийском далеке. Тут многое будет зависеть от адаптации очерка и выбора режиссера на постановку. Меньше всего хотелось бы, чтобы в энный уже раз взросла клюква, какой выращено голливудскими мейджорами за годы освоения русской темы целые плантации.


 


Многие справедливо считают: тему Беслана, больную, огнедышащую, незаживающую, лучше вообще не трогать корыстными и лукавыми руками. Одно дело — «недовинтить» какой-нибудь сиюминутный «Код». Пошумят и забудут. «Недовинченный», опошленный Беслан рискует оказаться куда большим кощунством и оскорблением неизбывного людского горя.

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Telegramm
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела