Эдуард Недоступов: “Даже неудачный опыт в стартапах ценится”
В эпоху нестабильности даже такая благополучная сфера, как ИТ проходит испытания на прочность. Кто-то откладывает запуск стартапов до лучших времен, другие же пытаются воспользоваться возможностью занять освободившиеся из-за экономической ситуации ниши. Эксперт Эдуард Недоступов рассказал Topnews о собственном опыте и пути к успеху, а также поделился оценками и прогнозами по текущей ситуации.
На счету Эдуарда около 20 научных статей и монографий выпущенных в стенах Вычислительного центра академии наук им. Дородницина, участие в десятке международных научных конференций, четыре года преподавания в “МАТИ”-Российском государственном технологическом университете на кафедре «Прикладная математика». Он принимал участие в разработке национальной универсальной системы автоматизированного проектирования nanoCAD, участвовал в создании автоматизированной банковской системы в Альфа-Банке. На текущий момент занимается проектированием и разработкой высоконагруженных сервисов в одной из крупнейших ИТ компаний России, а результатами его работы пользуются сотни миллионов человек по всему миру.
— Эдуард, вы лично участвовали в становлении ИТ-отрасли в России и наблюдали множество ее взлетов и падений. Что изменилось с тех пор?
-В 2000-е ИТ-сфера только зарождалась в России. Тогда я начинал свою карьеру. Наверное, можно сказать, что стоял у самых истоков отрасли. В тот период все бурно развивалось. Еще вчера всех коллег называли “программистами”, без деления на бэкенд, фронтенд или мобильных разработчиков. Даже День программиста, который мы в этом году празднуем 13 сентября, стал официальным праздником лишь в 2009 году. Кстати, пользуясь случаем, поздравляю коллег! Так вот: на заре развития отрасли на рынке преобладали десктопные приложения, процветало пиратство, а онлайн-сервисы и облачные технологии только ждали в будущем. Сейчас же ИТ-решения взаимно интегрированы в глобальные и локальные архитектуры, а разработчики создают экосистемы. Их все чаще называют инженерами, так как в зоне их ответственности не только эффективная имплементация или кодирование, но и выбор правильного набора технологий, наиболее оптимально решающего задачу, вписывающегося в архитектурную концепцию всего приложения и компании.
На том уровне, до которого сейчас дошла ИТ-отрасль, на мой взгляд, выпадение большого числа игроков — безусловно болезненно, это новый вызов всей отрасли.
— Сейчас “войти в айти” превратилось в регулярное выражение и навязчивую идею. Вы же вошли, когда это было экзотикой. Расскажите, что повлияло на ваш выбор профессии?
— Свой выбор я сделал еще в средней школе. Когда игры на 8 битных приставках были уже пройдены либо надоели, более совершенные устройства были дорогими, в семье появился первый zx spectrum, игры для которого хранились на аудио кассетах, а процесс запуска состоял из длительного проигрывания программы на подключенном к компьютеру магнитофоне. Часто такие загрузки заканчивались неудачами, их приходилось повторять. В комплекте с компьютером была книжка с основами языка программирования basic, которая часто мною открывалась в моменты продолжительного ожидания. И в один прекрасный момент вместо запуска очередной игры, я открыл текстовый редактор и попробовал написать свою первую программу. С тех пор прошло уже много лет, но я сохранил это чувство, когда перед тобой открыт редактор, в котором нет еще ни строчки кода, а в голове крутятся мысли о том, что же будет в конце.
— Потрясающая история! Но как детское увлечение переросло в профессию?
— С того “момента истины” я уже не мог представить себя нигде, кроме ИТ. Спустя несколько лет я уже закончил «МАТИ» — Российский государственный технологический университет им К.Э.Циолковского. Мой выбор пал на кафедру «прикладная математика». И я уверен, что не прогадал. Помимо выдающегося преподавательского состава: у нас вели занятия преподаватели ведущих университетов таких как, например, МГУ, МФТИ, некоторые профессора и кандидаты наук были сотрудниками РАН, параллельно училось много увлеченных наукой и технологиями студентов. В такой среде хотелось обучаться и развиваться. Тут я впервые попробовал себя в научной деятельности, которая впоследствии увлекла меня на многие годы, привела к публикациям и выступлениям на международных научных конференциях. В результате чего я перешел со стороны студентов в лагерь преподавателей. Сейчас в моем портфолио уже более 20 научных статей и монографий, четыре года преподавания в МАТИ на кафедре «Прикладная математика».
— Вы занимаетесь научной деятельностью. Знаете, есть стереотип, якобы для успешной карьеры в ИТ учиться вовсе не обязательно по примеру западных гениев-миллиардеров, бросивших престижные вузы ради стартапов. Насколько этот стереотип правдив?
— Высшее образование не обязательно, но желательно. Во-первых, потому что именно в вузе студентов учат наиболее важному — получать знания самостоятельно. Еженедельные лекции не дадут вам 100%-ных знаний, они откроют для вас базис изучаемого предмета. Чтобы получить повышенную оценку вам придется самостоятельно изучать учебники и справочники. Семинарские занятия в свою очередь покажут, насколько успешно вы разобрались и насколько глубоко погрузились, помогут закрепить знания. Во-вторых, вы получаете фундаментальные знания во многих дисциплинах. Разработчик — профессия прикладная, следовательно, нужны и познания в областях, в которых вы будете создавать проекты. В-третьих, среда, в которой происходит обучение. В ВУЗе круг вашего общения и знакомства значительно шире и не ограничивается группой, несколькими преподавателями и ментором. Это не только расширяет погруженность, но и способствует вашим последующим связям.
Современные популярные онлайн-школы и курсы могут сделать из вас успешного представителя профессии разработчика или инженера, но без высшего образования путь будет намного тернистее и сложнее. Часто вы будете сталкиваться с проблемами, успешные примеры решения которых могли бы быть заложены в высшем учебном заведении. И это не может остаться незамеченным в начале карьеры в виду не оптимальности решений классических задач, что потребует большего участия со стороны более опытных коллег. Так что мой совет — выбирайте профильное высшее учебное заведение, у вас будет не только хороший источник знаний, но и дополнительное время для практики, для создания собственных проектов.
— Давайте обсудим еще один стереотип. Считается, что айтишники — это люди замкнутые, а вы ведете активную общественную и научную деятельность. Как вам удается совмещать ответственную позицию, членство в ассоциациях и выступления на конференциях?
— Люди, внешне кажущиеся закрытыми, могут вести бурную деятельность онлайн, быть членами различных комьюнити, авторитетными авторами, спикерами конференций и лидерами удаленных команд. Одно другому не противоречит. А касательно моей деятельности: работа, выступления, научная деятельность и участие в объединениях тесно связаны. Все каждый раз начиналось с интересного проекта, который позволял мне реализовать свой потенциал как исследователя, ученого, разработчика и лидера.
Я, например, принимал участие в разработке национальной универсальной системы автоматизированного проектирования nanoCAD, участвовал в создании автоматизированной банковской системы в Альфа-Банке. И могу однозначно сказать: важен смысл проекта, а не только сложность технического решения. Никому не советую браться за неинтересные задачи, предпочитаю искать команды и задачи которые меня волнуют. Хороший проект поглощает, позволяет самореализоваться. В моем опыте таких проектов было несколько, в каждом мой вклад был очевиден и в итоге замечен руководством. Это приводило меня на лидирующие позиции. В какой-то момент в багаже достижений любого профессионала появляются такие, которыми хочется делиться, что мотивирует к публикациям. Я опубликовал множество работ. Эксперты, изучив их, предлагали выступать на конференциях. Я влился в комьюнити, начали приглашать вступить в ассоциации. Сейчас я являюсь членом ассоциации Leaders Excellence. Общаясь с коллегами по цеху, я нахожу стартапы, новые проекты и команды, и цикл замыкается. Все взаимосвязано.
— А как вы относитесь к стартапам? Стоит ли молодым специалистом участвовать учитывая текущую ситуацию?
— Стоит и не только молодым. У меня самого за плечами есть успешный опыт. Я бы хотел только предостеречь от выбора стартапа как источника вашего основного дохода, так как велики риски. Для себя вы все равно вынесете выгоду в виде опыта, ведь как известно, даже неудачный опыт в стартапах ценится. Классический стартап обусловлен интересной идеей и небольшим денежным ресурсом: перед вами возникает задача, за короткое время в условиях ограниченных ресурсов сделать продукт, который привлечет финансовые потоки. Этот челлендж разгоняет кровь и заставляет думать.
А текущая ситуация в отрасли действительно открывает новые возможности для самых сообразительных. Пример из недавнего прошлого — толчок в распространении ИТ-технологий вызванный самоизоляцией для борьбы с Covid-19. Все услуги вынуждены были уйти в онлайн, что породило много интересных и важных для общества проектов, исполнение которых легло на плечи наших коллег.
— Вы оптимистичны. Подскажите, что вас мотивирует?
— Я могу выделить несколько источников. Первый — я люблю сложные задачи, мне нравится участвовать в челенджах и побеждать. Все это присутствует в моей работе и с избытком. Второй источник связан с ощущением значимости твоей работы. Например, период карьеры, связанный с банком — впечатляла ответственность, которая лежала на написанном мною коде и космические суммы, которые этот код заставлял двигаться. От меня зависело, будет ли платеж или перевод происходить за доли секунды либо за дни. В текущих реалиях это имеет для всех решающее значение. На текущем месте работы применяются внутренние награды и ачивки, которые присуждаются за важные достижения.
Как обладатель ряда подобных знаков за создание и внедрение принципиально важных для бизнеса сервисов могу сказать, что это стимулирует работать. Третий — обратная связь от пользователей. В настоящий момент я занимаюсь проектированием и разработкой высоконагруженных сервисов в одной из крупнейших ИТ компаний России. Результатами моей работы пользуются сотни миллионов человек по всему миру. И четвертое, самое важное — социальный эффект и общественная значимость. Когда ты видишь благодарность за то, что твой код способствовал запуску механизма, который в результате собрал сотни миллионов рублей на благотворительные цели — это заряжает на новые подвиги!