Антон Червинский, гендиректор компании «Городские инновации»: «Умные остановки нравятся и мэрам, и бабушкам»
Герой нашей статьи благодаря простой идее изменил бизнес-среду в индустрии общественного транспорта, преобразил жизнь сотен тысяч горожан в России и Украине, с нуля создал компанию, которая занимается каждодневным улучшением того, что принято называть «городской средой».
Взлеты и падения
Антон Червинский родился в Севастополе, закончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет по профессии «менеджер социально-культурной деятельности». Во время учебы вместе с другом создали небольшое дело — проводили музыкальные молодежные фестивали.
«Всегда тянуло именно в сферу рекламы, маркетинга. Для фестивалей делал рекламу, фандрайзинг, привлекал партнёров и спонсоров, обеспечивал пиар, плюс взаимодействие с музыкантами и так далее. Вот таким образом и зарабатывали какую-то денежку».
Тяга к бизнесу не пропала и после окончания вуза, когда встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Антон взял кредит и на эти деньги стал заниматься рекламой — оснащал ЖК-мониторами общественный транспорт внутри автобусов, где размещалась социально значимая информация и реклама. Крест на планах поставил финансовый кризис 2008 года — дело пришлось закрыть, а оборудование было отправлено на склад. Но, как часто и бывает, сложное время открыло окно новых возможностей, и сидеть без дела долго не пришлось.
Предприниматель обратил внимание на ужасное состояние остановок общественного транспорта в родном Севастополе — изрисованные, исписанные, обклеенные обрывками объявлений… Подумал, что можно и город преобразить, и самому достичь коммерческого успеха. Поднял прежние контакты и взялся за дело:
«Были старые клиенты, в том числе крупный интернет-провайдер, которым предложил брендировать остановки. Схема была простая – я привожу остановки в порядок, благоустраиваю, чищу, потом с клиентом за его счёт обклеиваем красивой рекламой. Мы этот проект запустили, и действительно получилось эстетично».
Увидеть Париж и разбогатеть
На новую идею натолкнула поездка в Париж в 2009 году. Антон Червинского поразило, насколько элегантно городские власти французской столицы смогли интегрировать элементы уличной мебели в сложившийся веками архитектурный облик города. Остановки, киоски, городские туалеты совершенно не выделялись, словно были здесь всегда, но при этом были невероятно эстетичны и служили рекламным носителем.
По возвращению бизнесмен решил, что внедрит эту концепцию и в своем городе. Искал дизайнеров, производителей металлоконструкций, проектировщиков, архитекторов, чтобы скрупулезно воплотить идею. В итоге появился уникальный проект «умной остановки».
В ней были предусмотрены зарядки для мобильных устройств, Wi-Fi, камеры видеонаблюдения с трансляцией видео напрямую в полицию , табло с графиком прибытия транспорта, эффектная подсветка. Продумывалась каждая мелочь, вплоть до конкретного оттенка окраски:
«В Париже использовали цвет «темный графит», я им вдохновлялся и взял похожий оттенок, у них немного болотный, с зеленцой. Я использовал цвет по международной классификации RAL 7022 («серая умбра»), он как бы растворяется в городской обстановке среди асфальта, земли, коры деревьев. Тем самым остановка не настаивает на своем присутствии в городской среде. Мы видим, как часто в наших городах используются кричащие цвета павильонов – синий, красный, просто берут и красят, не задумываясь, как это будет вписываться в окружающее пространство».
С готовым проектом в 2015 году Антон Червинский пришёл на архитектурно-градостроительный совет Севастополя и произвёл там фурор. Конкурентами выступали две других организации, предлагавших обычные павильоны, что, естественно, сложно было сравнивать с футуристическими конструкциями Червинского. Городские власти дали «зеленый свет», а дальше за «умными остановками» потянулись и соседние города — Ялта, Евпатория и Симферополь, от заказов не было отбоя.
«На открытии остановок нас хвалили и мэр, и бабушки, всем одинаково нравилось. Конечно, раздавались реплики – да все же разобьют, одни вандалы кругом. На это я всегда говорил – давайте подождем, время покажет. Ведь когда даешь людям что-то современное, красивое, то они и относиться начинают по-другому. В итоге статистика показывает, что случаи с битыми стеклами единичны, буквально по пальцам одной руки».
Известность в индустрии
К 2016 году уже было зарегистрирована компания «Городские инновации» и позже был получен патент на авторское изобретение. Компания по приглашению комитета по транспорту Санкт-Петербурга поучаствовала в международной транспортной выставке Smart Transport-2016. Червинский с коллегами лично привез и собрал на экспозиционном стенде комитета «умную остановку», презентовав разработку губернатору города и замминистру транспорта. Чиновникам новинка пришлась по вкусу, да и время оказалось крайне удачное — перед чемпионатом мира по футболу 2018 года Петербург должен был преобразиться. В итоге пилотная конструкция появилась прямо на Невском проспекте, напротив Гостиного двора.
Инновацию заметили, и вскоре «Городские инновации» подписали с одной из местных компаний лицензионный договор по выпуску «умных остановок». Разработкой стали интересовать со всех концов страны. Ниша была на тот момент не занята и никто ничего подобного не производил. «Умные остановки» по лицензии «Городских инноваций» появились в Воронеже, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде. Если раньше компания полностью занималась установкой, эксплуатацией и обслуживанием, то теперь полностью сосредоточилась на производстве и изготовила на данный момент уже порядка 1500 экземпляров в 18 городах и 2-х странах.
Конечно, успех пытались повторить другие фирмы, но не заключая договор, а попросту бездумным копированием, в итоге получалось что-то вроде китайской подделки. Доходило и до откровенного обмана, когда «Городские инновации» делали 1-2 опытных образца для какого-то муниципального заказчика, а тот просил местных производителей воспроизвести дешевле. Естественно, хромало качество, ничего и близкого проекту «Городских инноваций» не получалось. Впрочем, есть немало и талантливых конкурентов, которые пытаются в своем ключе обыграть концепцию «умной остановки». Это отлично, считает Антон Червинский, ведь в целом выигрывает и вся индустрия:
«Сейчас на рынке есть предложения от других производителей, которые по-своему пытаются идею реализовать. Мы относимся к ним с уважением, приятно, что рынок развивается – это круто».
Идея, преобразившая города
Как отмечает Антон Червинский, для него в бизнесе ценны не только заработки, но и вклад в позитивное развитие городской инфраструктуры:
«Мы создали продукт, который поменял и индустрию, и подход муниципальных властей к остановке как элементу городской среды. Раньше массово ставили уродливые павильоны «а-ля консервная банка», обшитые дешевыми материалами. Мы задали некий тренд своим дизайном и функционалом, и этим обратили на себя внимание. Многим городам захотелось такой же эстетики, быть не хуже других и не опускаться ниже определенного уровня. Сработал «эффект» снежного кома и в результате планка допустимого, уровень нормы в городской эстетике сильно поднялись».
Предприниматель пояснил, что компания сейчас работает «в автономном режиме» — он делегировал операционное управлением бизнесом опытным менеджерам и сосредоточился над стратегическими вопросами развития вместе с компаньонами. В планах — в ближайшие годы взять рубеж в 100 городов, где жителей будут радовать комфортом и эстетикой его «умные остановки».
Секрет успеха
По своему духу всегда было важно чувство свободы. Не хотелось зависеть от кого-то с точки зрения распоряжения моим временем. Для меня было очевидно, что я не хочу просиживать «с 9 до 6», зависеть от начальника, на кого-то работать, а хочу свое дело, быть свободным в своем потенциале и творчестве. Всегда верил в свои силы, что все зависит только от меня. Секрет успеха – отсутствие границ в творчестве и устремлениях.