30 октября 2006, 14:35 | Автор: Иван Рутов

Как фанера над Стокгольмом

Как фанера над Стокгольмом
фото:
Почему в нынешнем списке Нобелевских лауреатов нет ни одного россиянина?..

Последними из наших соотечественников этой высокой чести и признания удостоились в 2003 году академики Леонид Гинзбург и Алексей Абрикосов за достижения в области физики. Если учесть, что Абрикосов переехал в США в начале 90-х прошлого века, а их совместные исследования в области сверхпроводимости, отмеченные вниманием Нобелевского комитета, уходят корнями еще в советскую эпоху, то впору говорить о кризисе отечественной науки.


 


О ее плачевном состоянии в самих академических кругах говорят давно и открыто, отмечая, правда, что после десятилетия полного развала ситуация начинает потихоньку меняться к лучшему. Свидетельством тому – особое внимание к научным учреждениям и прежде всего Российской Академии наук со стороны государства, выразившееся в начале реформы РАН. Однако вопреки ожиданиям предложенный правительством путь не нашел поддержки среди ученых, а после принятия в сентябре поправок в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» они взволновались не на шутку.


 


Что же так встревожило ученых мужей? Членов РАН, похоже, не устраивает новая формула власти: распоряжаться 20-миллиардным годовым бюджетом академии, учреждать новые институты и утверждать ее главу, согласно поправкам, станет государство в лице уполномоченных – менеджеров и президента РФ, которому принадлежит право последнего голоса в вопросе о том, кто будет «рулить наукой» в России.


 


– Говорить о положительных или отрицательных последствиях принятия поправок пока рано, – полагает руководитель пресс-службы РАН Ирина Преснякова. – Хотя некоторые проблемы, связанные с ними, уже очевидны. Никому из авторов документа, например, не пришло в голову, что президент РФ может отклонить кандидатуру, предложенную академиками. Мы обратили внимание Министерства юстиции на это упущение, и оно потребовало от Минобрнауки доработать механизм назначения главы РАН.


 


Ирина Васильевна убеждена, что сводить все проблемы к процедуре избрания главы РАН не стоит. Есть другие не менее важные вопросы.


 


– Все время говорится, что наша экономика должна быть инновационной, основанной на знаниях, и в то же время законодательство РФ не позволяет РАН ни организовать производство, ни продавать то, что нами создано, – считает она. – За последние годы возросло число докторантов, вырос конкурс в аспирантуру, и академия все острее испытывает трудности с обеспечением жильем и с финансированием.


 


Ректор Томского государственного университета, член Общественной палаты Георгий Майер придерживается мнения, что новая процедура назначения президента РАН только усилит значимость этой должности, а в финансово-хозяйственных вопросах ученые мужи и правительство вполне смогут найти компромисс.


 


– Развитие науки идет по своим законам, а вот в процессе управления организацией научных исследований должны участвовать и менеджеры, способные грамотно реагировать на изменения общественных потребностей, и государство, поскольку именно оно сегодня выделяет значительные ресурсы из бюджета, – уверен Георгий Владимирович. – Главная задача реформы РАН – найти взаимопонимание между чиновниками, учеными, бизнесменами и обществом при решении стратегических проблем развития науки. В стране никому не выгодна дестабилизация столь важных сфер, как наука и образование.


 


Глава Министерства науки и образования Андрей Фурсенко, как представитель государства в данном споре от своей позиции, неоднократно же озвученной, отказываться, похоже, не собирается.


 


– Академия является государственной структурой, и если она берет на себя ответственность за развитие фундаментальной науки и распоряжение бюджетными средствами, то ее должен возглавлять человек, уполномоченный государством, – непреклонен Андрей Александрович. – Глупо требовать от правительства стабильного выделения средств на закупку современного оборудования, финансирование новых научных разработок или увеличение зарплат, а, получив все необходимое, возмущаться требованиями дать государству отчет об эффективности расходов.


 


О финансировании разговор особый. Выступая на недавнем заседании Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию в Зеленограде, академик Александр Некипелов привел убийственные цифры.


 


– Абсолютные затраты на науку в России в 7 раз меньше, чем в Японии, и в 17,5 раза меньше, чем в США. В экономике РФ отсутствуют стимулы для перетока средств в высокотехнологичные отрасли, – подчеркнул вице-президент РАН.


 


Пока еще Россия сохраняет приоритеты в области математических исследований, в области нанотехнологий, по ряду других направлений. Из Обнинска пришла информация об открытии 118-го элемента Периодической системы Менделеева.


 


Пусть наши ученые вновь оказались не замечены Нобелевским комитетом, но россиян нет и среди лауреатов «шнобелевской» премии, которую каждый год присуждает Гарвардский университет «за самые невероятные (читай: бессмысленные) научные исследования».


 


Александр КАРПОВ

Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела