11 января 2007, 08:14 | Автор: Иван Рутов

Загнанные в уголок Дурова

Загнанные в уголок Дурова
фото:
Прошел слух: Театр зверей «Уголок дедушки Дурова» могут закрыть. Новое руководство избавляется от животных и выживает дрессировщиков.

Предновогодняя распродажа


Раньше кот Крысик смотрел на мир с арены дуровского театра, теперь почти не смотрит вообще. Новые хозяева обнаружили, что глазное яблоко у молодого еще артиста цирка вываливается наружу. А четырехлетние собачки не слышат команд – у них гнилые уши. И кожа в дерматите. Подобные проблемы и у других зверей Театра Дурова.


– Я просто в шоке! – рассказала «Собеседнику» Анна Преображенская, одна из представителей группы энтузиастов, помогающих брошенным хорькам. Два месяца назад Аня за 1,5 тыс. рублей купила на распродаже в «Уголке» хорька Бельмондо. – Когда нам вынесли Белика на темную улицу, он выглядел заметно битым: шрамы на голове и губах. Как сказала его дрессировщица, он стал туповат и не реагирует на команды. Хотя ему, по ее словам, только 4 года (хори спокойно живут до 8). Так вот, у него почти не было зубов! Верхние клыки обломаны под корень, а один обломок так раскурочил десну, что ее разнесло.



Хорек Белик после операции. Его спасли чудом

Но это оказалось не самым страшным. Спустя несколько дней Аня поняла причину «туповатости» хорька и срочно повезла зверушку к ветеринару на операцию. Опухоль в голове образовалась то ли от удара, то ли от больного зуба…


Первую информацию о распродаже Аня выудила в Интернете еще в начале ноября: «Руководство «Уголка Дурова» сменилось. Отдают собак и кошек». Чуть позже на виртуальном зверином рынке и вовсе объявили едва ли не ликвидацию дуровской коллекции: «Точно известно, что надо устраивать: два карликовых пуделя; больше 20 кошек; крысы; лошади; обезьяна; хорьки…» Все зверушки выступали на сцене, многие породисты, некоторые снимались в рекламе. «Если их не заберут, – паниковали защитники животных, – сами понимаете, их усыпят».


Узнав об этом, Аня забрала из театра не только Бельмондо, но и его коллегу по сцене Диего. У Диего разъезжались лапы и запрокидывалась голова (то ли инсульт, то ли травма позвоночника). Но в течение года после начала болезни зверек выступал на сцене – по полной программе.


Что же тут удивительного. В нашем отечестве и к людям, пожилым или больным, отношение точно такое же. Но те, кто регулярно забирает животных из Театра зверей, рассказали «Собеседнику», что причина нынешней распродажи – не только в избавлении от непроизводственного балласта:


– В «Уголке» происходит смена власти. Наталья Дурова уходит, вместо нее приходит из цирка ее брат Юрий со своей командой. Старым артистам снизили зарплату, некоторых уволили, а остальным приказано сократить поголовье животных.


Говорят, худрук-то ненастоящий


– Я видела в Интернете объявление о продаже моего чихуа, который снимался в рекламе. Но это моя собачка. Я растила его со щенячьего возраста и расставаться с ним не собираюсь.



У новых хозяев Крысику будет лучше, чем на сцене

Анна Егорова проработала в «Уголке дедушки Дурова» 18 лет. Начинала простым служителем, а доросла до дрессировщика. Те, кто бывал в театре, не могут не помнить ее номеров «Лиса и петух», «Собачья школа». Теперь этих номеров на сцене больше не будет, равно как там не будет и Анны Егоровой.


– У меня отобрали всех животных – и пенсионеров, и рабочих: пони, обезьяну, удава, собак, – жалуется дрессировщица. – Хотели их куда-то по-тихому отправить, но я сама всех вывезла. Только обезьяна пропала. Мне сказали, что ее увезли в зоопарк, но почему-то не говорят, в какой именно. Может, ее уже больше нет? А я осталась без работы, с непонятным будущим и тремя детьми, один из которых – инвалид.


Те дрессировщики, которым повезло чуть больше, тоже не в восторге. С января им запретили совместительство. Раньше, бывало, дрессировщик сам занимался с животными, сам убирал за ними, сам себе ассистировал. Теперь ему оставили только дрессуру. Но это не значит, что он перестанет заниматься всем остальным. Желающих убирать навоз за символическую плату не так уж и много. А значит, дрессировщик и дальше продолжит вкалывать за троих, только теперь уже даром.


Потеряли в зарплате и ассистенты дрессировщика, рабочие. То есть формально оклад им увеличили вдвое. Но урезали зарплату за совмещение и замену отпускников и коллег, ушедших на «больничный».


– Такое впечатление, что нас выживают из театра, – признались «Собеседнику» недовольные. – Осенью штатное расписание уменьшили вдвое при том же фонде заработной платы, а получать люди за увеличенный объем работы стали даже меньше. Кто нагрел на этом руки? С бухгалтерией тут вообще неладно: при получении зарплаты расписываешься за одну сумму, в листках, которые выдают на руки, стоит другая, а в бухгалтерских документах вообще нарисована третья.


У сотрудников театра есть даже список нарушений их руководством Трудового кодекса – почти по 40 статьям: отрицание сверхурочных, отсутствие аптечек, спецодежды и гарантии компенсации при несчастном случае, принудительный труд…


Главным виновником бед дрессировщики называют исполнительного директора Сергея Паршина, который, по их мнению, нашел общий язык с пришедшими в театр прошлой весной младшим братом Натальи Дуровой Юрием (он стал главным режиссером) и сводным братом Сарватом Бегбуди (новый заместитель худрука).


Анна Егорова оказалась единственной, кто согласился назвать газете не только эти имена, но и свое собственное. Как считают ее коллеги, Егорову выжили из театра из-за того, что несколько месяцев назад, когда ее ребенку понадобилась операция на сердце, женщина обратилась за помощью к Дуровой, и та, несмотря на недовольство Паршина, организовала благотворительный концерт.


– К сожалению, сейчас Наталья Юрьевна уже ничего не решает, – рассказала дрессировщица. – Перемены в театре начались сразу после того, как Дурова заболела. Но все документы продолжают выходить именно за ее подписью. Даже финансовые, хотя раньше она никогда финансами не занималась. Есть даже подозрение, что подпись подделывается. У Натальи Юрьевны старая травма руки, и в последнее время подпись от этого несколько изменилась. А в новых документах она четкая, как штамп.

Равнение на шоу

Наталью Дурову не удалось застать ни в театре, ни дома. Также не удалось поговорить и с Сергеем Паршиным. Зато Юрий Дуров согласился ответить на вопросы «Собеседника».


– Наталья Юрьевна сейчас болеет, но она в курсе всего, что происходит в театре, – заверил он. – Вы спрашиваете, почему мы избавляемся от всех животных? Не от всех. За долгие годы их в театре скопилось более пяти тысяч. Среди них есть и пенсионеры, и те, кто стал хуже работать, бесталанные, агрессивные. А мы ведь работаем без клеток и не можем рисковать нашими зрителями, большинство которых дети. Это только одна проблема. От такого количества животных в театре появился устойчивый запах, который нам не удается удалить. К тому же театр должен развиваться. Вот и было принято решение отправить нерабочих зверей (около тысячи) в провинциальные зоопарки, где их готовы взять «оптом». А слово «усыпить» у нас находится под запретом.


– От людей тоже избавляетесь, «бесталанных и агрессивных»?


– Есть люди, которых мы уволили из театра за жестокое обращение с животными. Сейчас в театр пришла новая команда.


– А старую выживаете, запрещая совместительство?


– Здесь испокон веков так сложилось, что один человек отвечал за меньшее количество животных, чем в других цирках. Например, были люди, которые умудрялись совмещать сразу 14 ставок! Да, зарплата больше, но разве может быть за животными должный уход при таких порядках. Сейчас внедряем новую систему, при которой каждый должен заниматься своим делом.


– А финансовых злоупотреблений в театре нет никаких? Зачем тогда затеяли реконструкцию Малой сцены, хотя совсем недавно был капитальный ремонт?


– Знаете, что это был за ремонт? В театре тогда затопило подвал, и здание начало оседать. Путин, летя в самолете, увидел сюжет об этом по телевидению и прямо из самолета позвонил Наталье Юрьевне, сказал: «Не волнуйтесь, «Уголок Дурова» будет спасен». Уже через час здесь был Лужков. Но это был не ремонт, а скорее латание дыр. Теперь будем реконструировать Малую сцену, строить новое здание «Пони-клуба»… Немного портят наш имидж двойники, которые гастролируют по Подмосковью с халтурой, прикрываясь при этом именем Дурова (есть такой Сергей Дуров, наш дальний родственник, уволенный из театра за левые спектакли). Но мы с двойниками боремся. В последнее время даже прибыль стали получать. К каждому сезону планируем ставить новый спектакль. Купили лазеры, дым, электробарабан, привели в порядок фойе, устроили выставку птиц, обновили оформление. На февраль намечены командировки в ЮАР и Китай за новыми животными. Театр зверей сильно изменится. Да он уже изменился.


Да, «Уголок дедушки Дурова» действительно поменял лицо. Он был, наверное, одним из последних оплотов социализма в России. Того социализма с «нечеловеческим» лицом, при котором весь коллектив театра (и люди, и звери, и птицы) жил единой семьей, хоть и в дурно пахнущем помещении. И при котором, чтобы содержать пенсионеров, животные на сцене работали на износ.


Звериный оскал капитализма окончательно превратил уникальный театр в скотный двор, где все животные равны, но некоторые равнее. Старые, больные животные обществу зрелища не нужны. Домашнюю обстановку теснит более красочная и прибыльная феерия шоу.


Какая из этих двух систем лучше, решать, наверное, зрителю. А пока в Театре зверей продолжается «холодная война».


досье
«Уголок дедушки Дурова» 8 января 1912 года открыл Владимир Дуров – знаменитый цирковой артист, клоун-сатирик, писатель и ученый. Дуров сделал вывод, что «только доброта может быть прекрасна», и при работе с животными отказался от хлыста и палки. Сегодня «Уголок» включает в себя Большую и Малую сцены, «Мышиную железную дорогу» и музей театра.

Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела