10 января 2007, 07:24 | Автор: Иван Рутов

Путин подсчитал убытки от Лукашенко

Путин подсчитал убытки от Лукашенко
фото:
Политическая поддержка Минска обходится России слишком дорого

Стенограмма совещания президента с министрами, 9 января 2007 года, Москва, Кремль
 
В. ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги! Поздравляю всех с наступившим Новым годом. Надеюсь, что все отдохнули, набрались сил. Нужно приступать к работе…
 
Давайте поговорим о проблемах энергетики. Имею в виду те вопросы, которые не удалось пока урегулировать с белорусской стороной.
 
Как работает соглашение по поставкам и транзиту российского газа?.. Давайте вспомним о цене. Цена 100 долларов за тысячу кубов, насколько я представляю себе?
 
В. ХРИСТЕНКО (министр промышленности и энергетики РФ): Да.
 
В. ПУТИН: Польша у нас покупает газ по 270 долларов за тысячу кубических метров. Это значит, что для Белоруссии рыночная цена в этом году была бы примерно 260 долларов за тысячу кубов. Россия согласилась с тем, что будет продавать газ Белоруссии в этом году не по рыночной цене, а по 100 долларов. Это самая низкая цена в СНГ. Даже такая страна, как Армения — а там немало тоже проблем, — платит 110 долларов за тысячу кубометров газа. И давайте не будем забывать о том, что Россия не взимает экспортную пошлину при экспорте нашего газа в Белоруссию.
 
В целом, если посмотреть на разницу между рыночной ценой и той, которая является договорной сегодня с белорусской стороной, то разница составляет примерно 3 миллиарда 300 миллионов долларов США. Из них российский бюджет в связи с невзиманием пошлины теряет 1 миллиард 300 миллионов, и примерно два миллиарда — это убытки Газпрома. Такие убытки… будут сохраняться на протяжении всего переходного периода, всех четырех лет. (Цена на газ для Белоруссии будет подниматься до уровня рыночной постепенно за 4 года. — Ред.) Это плата России за переход к рыночным отношениям. И это прямая поддержка наших белорусских коллег, которая стоит России и нашему налогоплательщику миллиарды и миллиарды долларов.
 
Что касается «Белтрансгаза», то действительно Газпром приобретает 50 процентов, но становится, по сути, только миноритарным акционером, так как не имеет ни контрольного пакета, ни слова при управлении этим предприятием. При этом мы согласились с тем, что принимаем самую высокую оценку, данную независимым оценщиком, — 5 миллиардов долларов. И платим белорусской стороне 2,5 миллиарда долларов. По сути это еще одна поддержка белорусских коллег — 2,5 миллиарда.
 
Теперь, пожалуйста, Виктор Борисович (Христенко. — Ред.), объясните проблемы, возникшие с транзитом российской нефти через Белоруссию.
 
В. ХРИСТЕНКО: Если говорить, в чем суть спора, то она — в режиме взимания экспортных пошлин на нефть сырую. В рамках процессов интеграции в 1995 году Россия отказалась от взимания экспортных пошлин на сырую нефть при поставках ее в Белоруссию, было подписано соглашение… Оно означало, что с 95-го года российские ставки экспортных пошлин на нефтепродукты должны были автоматически устанавливаться на белорусской западной границе. При этом распределение средств, поступающих от уплаты экспортных пошлин на нефтепродукты, происходило следующим образом: 15 процентов — в бюджет Белоруссии, 85 процентов — в бюджет России. Такой режим функционировал с 95-го года.
 
В 2001 году Белоруссия в одностороннем порядке вышла из этого соглашения. И с этого момента устанавливала режим экспортных пошлин на нефтепродукты самостоятельно, что по факту, скажем, последнего, 2006 года в 2 — 3 раза ниже, чем российские ставки пошлин на нефтепродукты.
 
В. ПУТИН: И привело к тому, что наши нефтяные компании стали стремиться вывозить нефть для переработки в Белоруссию. Так?
 
В. ХРИСТЕНКО: И привело к тому, что это направление стало, по сути, неким оффшором, «пылесосом», если хотите, который создавал абсолютно необоснованно преимущество исключительно для белорусских нефтеперерабатывающих заводов.
 
В. ПУТИН: Значит, в 2001 году белорусские партнеры в одностороннем порядке вышли из этого соглашения, да?
 
В. ХРИСТЕНКО: Да.
 
В. ПУТИН: Почему же вы сразу не ввели экспортную пошлину на сырую нефть?
 
В. ХРИСТЕНКО: Во-первых, мы рассчитывали на то, что наши белорусские коллеги вернутся в рамки соглашения 95-го года, и вели с ними соответствующую работу.
 
Во-вторых, …такие длинные переговоры — лишнее свидетельство поддержки белорусской экономики и поддержки, особенно в рамках предвыборной кампании, по многим политическим вопросам Белоруссии.
 
В. ПУТИН: И переговоры шли пять лет?
 
В. ХРИСТЕНКО: Да, и переговоры с разным успехом, точнее, с безуспешностью, шли пять лет.
 
В. ПУТИН (обращаясь к Грефу): А как шли переговоры в этом году?
 
Г. ГРЕФ (министр экономического развития и торговли РФ): В 2006 году, начиная уже с первого квартала, мы начали вести переговоры о возвращении всех режимов регулирования… в рамки соглашения 95-го года. Но консенсуса не было достигнуто.
 
Затем в сентябре 2006 года мы направили наш проект соглашения на подписание белорусской стороне. После того как Белоруссия отказалась подписать этот вариант, в ноябре мы уведомили, что намерены ввести обычный режим регулирования, не подразумевающий никаких преференций, введение экспортной пошлины на нефть сырую.
 
В. ПУТИН: Так же, как и для всех других партнеров из других стран?
 
Г. ГРЕФ: Именно так. Что было сделано 8 декабря 2006 года.
 
В. ПУТИН: Поставлена ли Белоруссия в условия худшие, чем другие наши партнеры?
 
Г. ГРЕФ: Это стандартные условия. Мы просто на Белоруссию распространили обычные стандартные условия экспорта российской нефти.
 
В. ПУТИН (обращаясь к Кудрину): Правительство ввело экспортную пошлину на сырую нефть в Белоруссию. Сколько вы ожидаете поступлений в связи с этим в российский бюджет и, соответственно, сколько терял российский бюджет до тех пор, пока такую пошлину не вводили?
 
А. КУДРИН (министр финансов РФ): В связи с введением экспортной пошлины на сырую нефть российский бюджет в этом году получит около четырех миллиардов долларов.
 
В. ПУТИН: Потери российского бюджета в связи с отсутствием экспортной пошлины на сырую нефть составляли все предыдущие пять лет 4 — 3,5 миллиарда долларов?
 
А. КУДРИН: От 3,5 до 4.
 
В. ПУТИН: Понятно. А какова экономическая и правовая суть принятых Белоруссией решений по налогообложению нашего транзита?
 
Г. ГРЕФ: Введенная Белоруссией пошлина противоречит в принципе международной правовой практике. Пошлины подразумевают обложение импорта или экспорта. В данном случае это не может рассматриваться ни как экспортная, ни как импортная таможенная пошлина. Такого рода платеж является беспрецедентным в мировой практике, и доселе ни одна из стран такого платежа не вводила…
 
В. ПУТИН (обращаясь к Фрадкову): Михаил Ефимович, необходимо продолжить переговоры с белорусскими партнерами о поставках нашей нефти и транзите для западных потребителей. Необходимо обеспечить интересы российских компаний, которые, очевидно, столкнутся с потерями. Обсудить с ними возможность сокращения добычи нефти в связи с проблемами, возникшими при транспортировке через Белоруссию.
 
Необходимо сделать все для того, чтобы обеспечить интересы наших западных потребителей.
 
И последнее. Поручаю выработать комплекс мер, направленных на защиту национальной экономики. Этот комплекс должен касаться всех аспектов наших взаимодействий с белорусскими партнерами.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ


Переговоры с белорусской делегацией в Москве сорвались вчера, даже не начавшись. Как заявил Герман Греф, Россия готова вести переговоры только после отмены Белоруссией пошлины на транзит российской нефти в Европу. 


ИЩЕМ ВЫХОД


Виктор ХРИСТЕНКО: Белоруссия — дама, а не цыпочка 
Нефть в Европу пойдет танкерами и цистернами
 
«Транснефть» — российская компания, занимающаяся транспортировкой сырья, — подала иски в суд на белорусские власти, которые перекрыли транзит российской нефти в Европу. Об этом вчера заявил глава Минпромэнерго Виктор Христенко.
 
Тем временем Россия ищет другие пути транспортировки нефти в Европу.


— Можно ли заменить белорусское направление? — спрашивал сам себя Христенко. И сам же себе отвечал: — В среднесрочной перспективе — да, а в долгосрочной — абсолютно точно.
 
Основные надежды возлагаются на Балтийскую трубопроводную систему (БТС). В течение 2-3 лет экспорт нефти по ней увеличится с нынешних 75 млн. до 110 млн. тонн в год. Чиновники рассчитывают и на строительство альтернативных трубопроводов. Но это дело ближайших лет.
 
— В краткосрочной перспективе одним из выходов может быть увеличение железнодорожных поставок и речных, увеличение загрузки наших НПЗ, чтобы поставлять в Европу уже готовые нефтепродукты, — сказал Христенко. — Если этого будет недостаточно, то это — угроза сокращения добычи нефти в России. Надеюсь, что Евросоюз отреагирует на ситуацию с Белоруссией спокойно и содержательно, — уверен Христенко. — Как это уже было и раньше.
 
А чтобы у Минска не складывалось впечатления, что Москва остановится на полумерах, чиновник грозит закрутить гайки не только в нефтегазовом вопросе.
 
— Ситуация напоминает отношения семейной пары, — ударился в иносказание глава Минпромэнерго. — Нельзя 45-летнюю женщину называть цыпочкой. Лучше — дамой. С Белоруссией теперь мы общаемся на таком же уровне, как и с другими странами… Но если на взаимность рассчитывать не приходится, то мы готовы пересмотреть и другие торговые преференции Белоруссии, — пригрозил Христенко.

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела